Angels Don't Speak Chinese (angels_chinese) wrote,
Angels Don't Speak Chinese
angels_chinese

Categories:

Полезные книжки: Кирстен Бакис - "Жизни Чудовищных Собак"



Начну, пожалуй, с того, что случаются книжные чудеса. Кир Булычев как-то написал о том, как на рынке в глухом Подмосковье, что ли, наткнулся на англоязычный журнал с рассказом Джудит Меррил (впрочем, не помню подробностей). Так и у меня с "Жизнями Чудовищных Собак": года два назад в нашем малабарском книжном кто-то догадался поставить этот роман на полку "Бестселлеры", хотя, понятно, никаким бестселлером он быть не мог, ибо пребывал в книжном в единственном экземпляре, а до того лежал где-то на складах аж с 1997 года, и как эта книга вообще умудрилась завезтись в Тллнн - решительно непонятно.

Это первый и единственный роман Кирстен Бакис, о которой вообще известно очень мало (хотя она даже приезжала в новом столетии в Питер на какие-то чтения). Роман этот out-of-print давно и прочно, хотя он собрал массу хвалебных откликов и получил кроме прочего премию Брэма Стокера. Но это, конечно, не главное.

Главное вот что: это (как сказал бы Додо с той грампластинки) странная, очень странная книга. Начинается она, кстати, два месяца назад - 8 ноября 2008 года, в день, когда Чудовищные Собаки прибыли в Нью-Йорк. Я завидую Кирстен Бакис белейшей завистью в том смысле, что она написала отличную книгу на основе замысла, который я (и, уверен, не только я), даже если бы нечто подобное пришло мне в голову, отринул бы как бесперспективный. Если коротко (это не спойлер, поскольку все нижеизложенное становится известно почти сразу), роман повествует о том, как в конце XIX века прусский хирург Августус Ранк попытался в тайных подземных лабораториях создать для кайзера армию говорящих разумных собак, ходящих на задних лапах и оснащенных протезами, напоминающими человеческие руки, чтобы уметь стрелять; как впоследствии Ранк и его ученые тайно отплыли в Канаду, где основали вдали от цивилизации поселение Ранкштадт; как через много лет после смерти хирурга его последователи преуспели в своих экспериментах; как разумные собаки взбунтовались против них, убили всех людей и, пожив год-два в канадских лесах, решили открыться миру, для чего прибыли в Нью-Йорк; и что случилось с ними в этом городе.

Вот и я говорю - я бы не рискнул. А Кирстен Бакис рискнула. Правда, как это часто бывает, книга - не о том, что написано выше. Но вот это и есть самое странное в романе. В нем есть канва - и есть загадка.

Канва сама по себе достаточно извилиста, поскольку линейна лишь относительно. По форме это записи девушки по имени Клео Пира (которая издает свою книгу в 2017 году, спустя годы после катастрофы), ставшей по воле случая весьма близкой к Чудовищным Собакам. Записи эти перемежаются другими текстами: прежде всего - дневниками Людвига фон Захера (пса, который решил написать историю своего народа, начиная с рождения и детства Августуса Ранка), а также статьями, написанными самой Клео, и даже либретто оперы "Мопс Хаккер" - о мессии, освободившем Чудовищных Собак из-под пяты обитателей Ранкштадта.

Эта разноголосица стилей как нельзя лучше соединяет две стороны одной монеты: историю Чудовищных Собак как народа и историю их пребывания в Нью-Йорке. В романе три части: "Августус Ранк", "Мопс Хаккер", "Нойхундштайн" (так называется дворец, построенный Собаками в Нью-Йорке). Я все это описываю, пытаясь понять, как подобраться к сути. В общем... скажем так, сначала мне показалось, что части мозаики не складываются. То есть - вот история Ранка, сумасшедшего ученого, каких во множестве знает фантастика; вот история бунтаря Мопса Хаккера; вот история Чудовищных Собак глазами Клео Пиры - вплоть до катастрофы. Это очень мощные истории, местами страшные, местами комичные, и они ставят перед читателем необычные и полезные вопросы. Но. Это же книга - а книга должна быть цельной.

И вот тут начинается загадка "Жизней Чудовищных Псов", весьма относительно связанная с канвой. Во-первых, текст оставляет ощущение цельности. Во-вторых, в нем есть моменты, которые словно бы не имеют отношения к сюжету; в частности, в третьей главе Клео снится Мария Ранкштадт, мать Августуса. Как мы понимаем, сновидение - одно из мощнейших писательских средств: описание "просто сна", не имеющего никакого смысла, бывает оправдано очень редко, между тем сны автоматически выводят текст на метафизический уровень. Таких иррелевантных моментов становится все больше, хотя они успешно маскируются под детали повествования - вплоть до второй части, когда выясняется, что мессия-освободитель Мопс Хаккер считал, что в него вселился дух создателя собачьего народа Августуса Ранка (параллели с Ветхим и Новым Заветом, разумеется, в полный рост). В третьей части и вовсе начинает твориться нечто очень странное. Мы приближаемся к катастрофе, которая вполне может быть Апокалипсисом - и по мере приближения все чаще перемещаемся в спиритические сферы.

Если я правильно понял, а вернее сказать, ощутил эту книгу, "Жизни Чудовищных Собак" на самом деле - история вовсе не Собак и не Клео Пиры: это история борьбы/ненависти/любви Августуса Ранка и его матери. История метафизическая, воспринимаемая очень фрагментарно героями, которые не до конца понимают, что с ними происходит, и оттого не слишком поддающаяся описанию; во всяком случае, эту книгу точно надо перечитывать, чтобы осознать ее полновесно. Однажды я это сделаю, потому что роман того стоит.

Между тем я понимаю, почему "Жизни Чудовищных Собак" не переиздаются - это не совсем тот текст, которого желает массовый читатель. Но все равно Кирстен Бакис совершила подвиг. Попробуйте написать книгу, которая на уровне интеллекта рассказывала бы массу историй, соединяющихся - но уже, а то и только на уровне сердца - в одну, ужасную и прекрасную.
Subscribe

  • Занимательное дронтоведение

    Я небогат, и мне не стыдно, Одет кондово, без затей, Меня старательно не видно В эпоху голых королей. Я копошусь в своем болоте, Его возделываю, но…

  • Ок, манифест

    Раз бумер с зумером спознались теплохладно. И что ж? в их детище сплелися две идеи! Потомок бумера желал пороть нещадно, А отпрыск зумера - порол…

  • W.B.Y. & Е.П.Б.

    Он ей говорит: «Ах, мадам Елена, Коль ваши махатмы правы, Ничто на земле не тленно, Ни львы, ни орлы, ни тельцы, ни люди; Зачем вырываться тогда из…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Занимательное дронтоведение

    Я небогат, и мне не стыдно, Одет кондово, без затей, Меня старательно не видно В эпоху голых королей. Я копошусь в своем болоте, Его возделываю, но…

  • Ок, манифест

    Раз бумер с зумером спознались теплохладно. И что ж? в их детище сплелися две идеи! Потомок бумера желал пороть нещадно, А отпрыск зумера - порол…

  • W.B.Y. & Е.П.Б.

    Он ей говорит: «Ах, мадам Елена, Коль ваши махатмы правы, Ничто на земле не тленно, Ни львы, ни орлы, ни тельцы, ни люди; Зачем вырываться тогда из…