Angels Don't Speak Chinese (angels_chinese) wrote,
Angels Don't Speak Chinese
angels_chinese

Category:

"Белый Ферзь"

В свете последних разговоров я понял, что есть какой-то смысл в том, что задуманный, но так и не написанный роман АБС "Белый Ферзь" - четвертый роман про Максима Каммерера, описывающий его инфильтрацию в Островную империю, - остался ненаписанным. И, более того, было бы здорово, если бы этот роман - в том виде, в каком он был задуман, - никто не напишет.

Как я понимаю, все, что опубликовано релевантного к этому сюжету, есть вот тут. Самое главное - это то, что БНС описал в "Комментариях к пройденному". Перекопирую, может быть, не все это читали:

Во-первых, [авторам] нравился (казался оригинальным и нетривиальным) мир Островной Империи, построенный с безжалостной рациональностью Демиурга, отчаявшегося искоренить зло. В три круга, грубо говоря, укладывался этот мир.
Внешний круг был клоакой, стоком, адом этого мира - все подонки общества стекались туда, вся пьянь, рвань, дрянь, все садисты и прирожденные убийцы, насильники, агрессивные хамы, извращенцы, зверье, нравственные уроды - гной, шлаки, фекалии социума. Тут было ИХ царствие, тут не знали наказаний, тут жили по законам силы, подлости и ненависти. Этим кругом Империя ощетинивалась против всей прочей ойкумены, держала оборону и наносила удары.
Средний круг населялся людьми обыкновенными, ни в чем не чрезмерными, такими же как мы с вами - чуть похуже, чуть получше, еще далеко не ангелами, но уже и не бесами.
А в центре царил Мир Справедливости. "Полдень, XXII век". Теплый, приветливый, безопасный мир духа, творчества и свободы, населенный исключительно людьми талантливыми, славными, дружелюбными, свято следующими всем заповедям самой высокой нравственности.
Каждый рожденный в Империи неизбежно оказывался в "своем" круге, общество деликатно (а если надо - и грубо) вытесняло его туда, где ему было место - в соответствии с талантами его, темпераментом и нравственной потенцией. Это вытеснение происходило и автоматически, и с помощью соответствующего социального механизма (чего-то вроде полиции нравов). Это был мир, где торжествовал принцип "каждому - свое" в самом широком его толковании. Ад, Чистилище и Рай. Классика.
А во-вторых, авторам нравилась придуманная ими концовка. Там у них Максим Каммерер, пройдя сквозь все круги и добравшись до центра, ошарашенно наблюдает эту райскую жизнь, ничем не уступающую земной, и общаясь с высокопоставленным и высоколобым аборигеном, и узнавая у него все детали устройства Империи, и пытаясь примирить непримиримое, осмыслить неосмысливаемое, состыковать нестыкуемое, слышит вдруг вежливый вопрос: "А что, у вас разве мир устроен иначе?" И он начинает говорить, объяснять, втолковывать: о высокой Теории Воспитания, об Учителях, о тщательной кропотливой работе над каждой дитячьей душой... Абориген слушает, улыбается, кивает, а потом замечает как бы вскользь: "Изящно. Очень красивая теория. Но, к сожалению, абсолютно не реализуемая на практике". И пока Максим смотрит на него, потеряв дар речи, абориген произносит фразу, ради которой братья Стругацкие до последнего хотели этот роман все-таки написать.
- Мир не может быть построен так, как вы мне сейчас рассказали, - говорит абориген. - Такой мир может быть только придуман. Боюсь, друг мой, вы живете в мире, который кто-то придумал - до вас и без вас, - а вы не догадываетесь об этом...
По замыслу авторов эта фраза должна была поставить последнюю точку в жизнеописании Максима Каммерера. Она должна была заключить весь цикл о Мире Полудня. Некий итог целого мировоззрения. Эпитафия ему. Или - приговор?..


Вот. Сколько-то лет дальний угол моего сознания пытается понять, что мне тут кажется неправильным - и почему этому роману не случилось быть написанным АБС.

Для начала: да, вероятнее всего, абориген - прав. Полдень, Мир Справедливости, царство Божие на Земле - это мечта. Что вовсе ее не говорит нам, что от этой мечты надобно отвернуться; недаром в последнем написанном романе АБС звучит: "Не мир я принес вам, но меч... ту о мире". Или - "не сытое брюхо принес я вам, но вечный голод духа". В этом смысле Мир Полдня - мир придуманный. Но только это ничего не меняет.

А теперь об Островной империи.

Кроме прочего, АБС пришлось бы придумать две вещи. Первое: как имперские Ад, Чистилище и Рай разделены физически. Острова тут выгоднее континента, где такое вряд ли построишь, и все-таки мне сложно представить себе барьеры, включая технологические, которые были бы абсолютны и эффективны. Настоящие Ад, Чистилище и Рай разделены, как мы понимаем, пространственно, то есть разведены по разным измерениям. Или же, если по Сведенборгу, энергетически: душа стремится туда, где ей комфортно, бесы страдают в Раю, ангелы страдают в Аду. "Автоматическое" вытеснение заставляет вспомнить о сведенборгианской модели потустороннего мира (кстати, я до сих пор не понимаю, как АБС умудрились повторить ряд положений Сведенборга в "Граде Обреченном").

Второе: собственно вытеснение. "И автоматически, и с помощью соответствующего социального механизма (чего-то вроде полиции нравов)". Значит, есть некая полиция, которая свободно гуляет по всем сферам этой островной сансары, от раев до адов (а также белые субмарины, которые на каких-то уровнях должны общаться с адмиралтейством, то есть с властью, то есть, по идее, с Раем). Иначе говоря, возможна нехилая утечка информации, и обитатели адского круга понимают, что вот там есть острова, где жрут сытнее, пьют пьянее и много баб, и рвутся на эти острова, и их надо очень сильно сдерживать; то же с обитателями второго круга (тоска советских по Западу - "там такая жизнь, там такая культура"); и, как ни крути, получается, что власть тут принадлежит людям, которые одновременно исповедуют ценности Мира Справедливости и готовы (неважно, лично или нет) сколь угодно кроваво подавить восстание в иных кругах.

Надо сказать, что и это в истории человечества - не новость. Примерно такое социальное мировоззрение пытался насадить Адольф Гитлер: чтобы, грубо говоря, граф фон Штауффенберг, представитель арийской элиты, одной рукой расстреливал евреев и белорусских партизан, а другой писал стихи о блистательном Рейхе, и чтобы был обходителен с дамами и вообще жил нравственно. Практика показала, что уже на этом уровне возникают противоречия, не совместимые с жизнью. Но допустим, что как-то - мировоззренчески или технологически - это лицемерие перестало быть лицемерием. Абориген слушает, улыбается, кивает...

Тут - самое главное. Солнечный круг в этом случае - не Мир Полдня. И Максим осознáет это задолго до разговора с аборигеном, и не будет удивляться, а делать будет кое-что другое.

Дело в том, что Мир Полдня отличают не "дух, творчество и свобода" как таковые, и даже не святое следование законам самой высокой нравственности. Там, конечно, царит нравственность - но не эгоистическая, а альтруистическая. Мир Полдня отличает неравнодушие к тем, кто пока живет по-другому.

Проще говоря, нравственный императив Мира Полдня в его ультимативной форме - СПАСТИ ТЕХ, КТО ПОКА НЕ СПАССЯ. Построил Мир Полдня сам - помоги построить его ближнему и дальнему. Отсюда - прогрессоры, упрямо пытающиеся хоть немного приблизить менее развитые цивилизации к коммунарскому идеалу. Даже люди вроде Сикорски, при всех их методах, движимы только этим императивом. Максим - тем более.

Мир Полдня есть Мир Сострадания.

А если сострадания нет - Полдень моментально превращается в банальное классовое общество, пусть его устройство и доведено до известного совершенства. В описанной Островной империи императив спасения отсутствует. В Солнечном круге живут люди, которые спаслись сами, но согласны - ради собственного комфорта - угробить других. Правда, тут абориген возразил бы: если у человека ни таланта, ни нравственной потенции, и темперамент соответствующий, мы не обязаны его воспитывать. Это и есть отличие: в Мире Полдня, сколько можно судить, считают, что спасти и воспитать можно всегда - если не отдельного человека, то общество в целом, если не посредством Теории Воспитания, то посредством "кровавых веков истории".

Тем не менее, и это очень важно, прогрессоры не оставляют менее развитые цивилизации на произвол судьбы. Хотя могли бы и не рыпаться. Но - не могут. И это - "официальная позиция" Полдня. А на человеческом уровне прогрессоры не оставляют и отдельных людей, как Максим - Гая Гаала, например.

"Сердце мое полно жалости" - не пустые слова.

Так что, я подозреваю, если бы АБС стали писать этот роман полновесно, концовка была бы несколько иной. Я не знаю, конечно, что сделал бы Максим в предложенных обстоятельствах. Подозреваю - стер бы к чертям границы между кругами, потому что тут само мироустройство играет роль ретрансляционных башен.

Именно этим, как я понимаю, отличаются "традиционные" религии вроде иудаизма и индуизма в противовес "религиям спасения" (термины мои) вроде христианства, созданного на основе первой, и буддизма, созданного на основе второй. Иудаизм и индуизм - это статичные мироустройства вроде Островной империи: праведники в рай, грешники в ад, ну или - каждый в положенную сферу сансары по карме своей. Ни Гаутама, ни Иисус не отрицали этого мироустройства, но они придали ему динамику спасения - и в этом смысле они его сломали. В буддизме есть и адские миры вроде Прибрежной зоны, и райские миры вроде Солнечного круга, но все они одинаково "сансарны" и подвержены законам кармы, а спасение лежит вне сансары - в нирване. Будда со товарищи, таким образом, пытается спасти нас не от ада - он спасает нас от самогó дурного мироустройства а-ля Островная империя, он открывает из ада ворота вовне ("Паутинка" Акутагавы - более чем релевантный рассказ для проблематики "Белого Ферзя"). В христианстве - то же, но другими словами: Иисус, умирая, сходит во Ад и вызволяет оттуда грешников; единственное - в силу исторических причин Адом в христианстве зовется мир не-спасения, подчиненный закону безусловного наказания-воздаяния, вообще, в то время как Раем стали называть мир спасения, в котором царит тот самый закон любви, милосердия и сострадания. Буддистский "рай" - часть христианского "ада", а что для буддиста нирвана, то для христианина - царство Божие, если уж проводить аналогии.

И, разумеется, как будды и бодхисаттвы в буддизме, так и апостолы и их последователи в христианстве ничуть не ограничиваются "раем для себя" - рай для них равен необходимости вызволять из порочного круга других людей. Повторю, это и есть отличие Полдня от Островной империи. Игнорировать это отличие - невозможно.

К слову: самый близкий аналог деятельности прогрессоров, по сути, "шпионов-цивилизаторов", в земной истории - это шпионы даже не советские, а викторианские. Они, конечно, защищали интересы Британской империи, но тогдашняя Британская империя провозглашала цивилизаторство и христианское просвещение "дикарей и язычников" совершенно открыто (пусть это и была на 90 процентов лицемерная декларация; в конце концов, без лицемерных деклараций сталинского времени не было бы ни шестидесятников, ни АБС, ни много чего другого хорошего и прекрасного). Гимн этого цивилизаторства не во всем, но во многом - ровно о прогрессорах; вспомним хотя бы Арканар:

Несите бремя белых, -
И лучших сыновей
На тяжкий труд пошлите
За тридевять морей;
На службу к покоренным
Угрюмым племенам,
На службу к полудетям,
А может быть - чертям!

Несите бремя белых, -
Сумейте все стерпеть,
Сумейте даже гордость
И стыд преодолеть;
Предайте твердость камня
Всем сказанным словам,
Отдайте им все то, что
Служило б с пользой вам.

Несите бремя белых, -
Восставьте мир войной,
Насытьте самый голод,
Покончите с чумой,
Когда ж стремлений ваших
Приблизится конец,
Ваш тяжкий труд разрушит
Лентяй или глупец.

Несите бремя белых, -
Что бремя королей!
Галерника колодок
То бремя тяжелей.
Для них в поту трудитесь,
Для них стремитесь жить,
И даже смертью вашей
Сумейте им служить.

Несите бремя белых, -
Пожните все плоды:
Брань тех, кому взрастили
Вы пышные сады,
И злобу тех, которых
(Так медленно, увы!)
С таким терпеньем к свету
Из тьмы тащили вы.

Несите бремя белых, -
Не выпрямлять спины!
Устали? - пусть о воле
Вам только снятся сны!
Старайтесь иль бросайте
Работу всю к чертям -
Все будет безразлично
Упрямым дикарям.

Несите бремя белых, -
И пусть никто не ждет
Ни лавров, ни награды,
Но знайте, день придет -
От равных вам дождетесь
Вы мудрого суда,
И равнодушно взвесит
Он подвиг ваш тогда.


Я знаю, сэр Бладред Хиплинг был ярый джингоист, но любим мы его не за это :)

Может быть, АБС решили бы "Белого Ферзя" в ином ключе - не знаю. Я знаю другое. Императиву сострадания никто никогда не сможет написать эпитафию, не говоря - вынести приговор.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 59 comments