- Такой выбор мы и называем дилеммой, только тут она сверхтрагична, потому что, с какой стороны ни глянь, мы в проигрыше. С одной стороны - существование, но что такое "существование"? Болезни, страдания, смерть близких, да и многое другое, и всё это нужно вытерпеть. А с другой стороны - ну, смерть, небытие, так сказать, во всяком случае, для тех, кто не верит в Бога. В общем, либо вы страдаете, либо умираете, и в конечном счете вам всё равно придется пройти через то и через это. Ну вот, в общем, это и означает to be or not to be. Быть мучимым жизнью или не быть, то есть - умереть. Я ответил на твой вопрос, Лидия?
Мохаммед изголился на изощренную выдумку.
- Мсье, вы предпочитаете быть или не быть?
- Таков вопрос.
- Я предпочитаю быть.
- Твоя правда, но мы продолжим урок.
Я написал заголовок примера на настящее время, употребляемое в качестве будущего: "Завтра Билл едет в Бостон". Джибриль ("Adidas 3" мелкими буквами под треугольной эмблемой на левой груди) взял слово, не попросив его.
- Почему это всегда Билл и всякие вроде него?
- Когда мы хотим что-то сказать, мы поднимаем руку.
Он так и сделал.
- Почему это всегда Билл и всякие вроде него? Почему это никогда не - ну не знаю - Рашид или кто-нибудь еще?
Я ощутил досаду от того, что моя стратегия ухода от проблемы не сработала.
- Если я начну вставлять в примеры имена всех национальностей, я отсюда никогда не выйду. Но - ладно, если Джибрилю так угодно, пусть будет Рашид.
Из глубины класса донесся чей-то неопознанный голос, мол, Рашид - это фиговое имя, но моя рука уже стерла Билла и изготовилась писать другие буквы. Завтра Рашид едет в Бостон.
François Bégaudeau
"Entre les murs"