Angels Don't Speak Chinese (angels_chinese) wrote,
Angels Don't Speak Chinese
angels_chinese

Рок-н-ролл мертв, а мы еще нет: почему Евангелие похоже на комикс

Христианство - не книжная религия. И не религия традиции. И не должна быть ни той, ни другой.

То, что делает с Евангелием богословие, не совсем правильно. Недавно приверженка иудейской веры убеждала меня в том, что Евангелие в сравнении с книгами Ветхого Завета, с Торой и Пророками, - это профанная литература, какой-то, по сути, комикс. Поразмыслив, я согласился на все сто. Да, Евангелие - это в определенном смысле комикс. Именно поэтому оно стократ лучше любых ветхозаветных уложений, хроник и пророческих текстов. Евангелие - о живой жизни, о живых людях, и никак иначе. Что оно пронизано цитатами из того и этого - важно в плане культурного контекста. Но не слишком.

Евангелие нельзя дробить на цитаты. И, разумеется, оно может казаться противоречивым. Что применительно к богословию чревато примерно такими сценами:

Занавес поднимается. На сцену выбегает Богослов с Мечом.

Богослов с Мечом (размахивая мечом): "Не мир пришел Я принести, но меч!"

На сцену выбегает Богослов без Меча.

Богослов без Меча (размахивая руками): "Возврати меч твой в его место!"

Богослов с Мечом зарубает Богослова без Меча. Торжество Богословия с Мечом. Занавес опускается.


Ну то есть - понятно, что "не мир, но меч" было сказано метафорически и в определенном контексте, а Петру было велено убрать меч самый натуральный. Проблема именно в том, что если вырвать слова из контекста, мы получим не истину, а фиг знает что. Что мы, собственно, и имеем - про "не мир, но меч" гудят все кому не лень, а о том, что Иисус говорит Петру в один из главных моментов всего Боговоплощения (ибо не скажи Он эти слова, всё было бы нынче не так), принято забывать.

Более того, в Евангелии могут описываться - причем безоценочно - очень спорные суждения и поступки. Если бы их там не было, это был бы очередной героический эпос, а не Евангелие. Искусственный, отточенный, продуманный эпос про архетипического "героя с тысячью лиц" - но не про живого человека.

Дело в том, что Евангелие не описывает истину статически, на уровне "любой момент времени". Есть, кстати, отличный пример философии-религии, которая описывает истину именно так: конфуцианство. Вот "Лунь Юй" - да, это собрание историй, каждая из которых несет в себе определенную мораль. Каждая - в плане этой морали - является для конфуцианца истинной и верной. Беда в том, что "Беседы и рассуждения" - это они и есть: конфуцианство не знает текста, который описывает в конфуцианских терминах жизнь Кун-цзы, его развитие, его, если угодно, эволюцию.

Евангелие - истина не статическая, а динамическая. Это не история мудреца, которые знает истину сразу и навсегда, но история людей, постигающих истину. С сомнениями, искушениями, спорами, ошибками, борьбой, предательством, болью и смертью, и бессмертием.

Вот почему богословские методы не слишком действенны для христианства. Богословие, несомненно, имеет свои моменты, поскольку нет текста без контекста, и восстановление контекста - очень важно. Но (при условии достаточного понимания контекста) Евангелие можно воспринимать только целостно, только вовлеченно - эмоционально, мысленно, духовно - и только как живую историю. Его нельзя разбивать на цитаты и анализировать методами, какими, например, в иудаизме анализируют Танах. В отличие от цитат иудаизма христианские цитаты без Иисуса превращаются в ничто.

(Мне кажется, что "верую, ибо абсурдно" - отчасти об этом. И в том числе поэтому Евангелие нельзя подвергать цензуре и сводить к толстовству, или к символизму, или к философии. Это живая история, как бы нам ни хотелось видеть в ней четкие, окончательные, мертвые ответы на все наши вопросы. Да, такое понимание Евангелия не слишком удобно для проповедников, привыкших работать с буквой, а не духом. Но это проблемы не христианства, а таких проповедников.)

В исламе есть понятие "врат иджтихада". Иджтихад - дословно "борьба с собой" - означает право человека на субъективное постижение истины, на (независимое) толкование исламского Закона применительно к новым обстоятельствам. Большинство школ шариатского права считают, что врата иджтихада закрылись в Х веке. В христианстве нет понятия, аналогичного иджтихаду, но есть богословие. Я боюсь, что хранители Традиции с радостью запечатали бы уста Евангелия непреложным его толкованием раз и навсегда. Но в день, когда закроются врата христианского "иджтихада" (в широком смысле слова), христианство кончится. Евангелие либо живо, либо бессмысленно.

(В буддизме дело обстоит еще круче: врата иджтихада там открываются так широко, что чань-буддист сказал бы, что никаких врат нет вовсе. А история Гаутамы - это тоже живая история постижения истины. Совсем другая, разумеется, - такие истории типовыми не бывают.)
Subscribe

  • Занимательное дронтоведение

    Я небогат, и мне не стыдно, Одет кондово, без затей, Меня старательно не видно В эпоху голых королей. Я копошусь в своем болоте, Его возделываю, но…

  • Ок, манифест

    Раз бумер с зумером спознались теплохладно. И что ж? в их детище сплелися две идеи! Потомок бумера желал пороть нещадно, А отпрыск зумера - порол…

  • W.B.Y. & Е.П.Б.

    Он ей говорит: «Ах, мадам Елена, Коль ваши махатмы правы, Ничто на земле не тленно, Ни львы, ни орлы, ни тельцы, ни люди; Зачем вырываться тогда из…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments

  • Занимательное дронтоведение

    Я небогат, и мне не стыдно, Одет кондово, без затей, Меня старательно не видно В эпоху голых королей. Я копошусь в своем болоте, Его возделываю, но…

  • Ок, манифест

    Раз бумер с зумером спознались теплохладно. И что ж? в их детище сплелися две идеи! Потомок бумера желал пороть нещадно, А отпрыск зумера - порол…

  • W.B.Y. & Е.П.Б.

    Он ей говорит: «Ах, мадам Елена, Коль ваши махатмы правы, Ничто на земле не тленно, Ни львы, ни орлы, ни тельцы, ни люди; Зачем вырываться тогда из…