Angels Don't Speak Chinese (angels_chinese) wrote,
Angels Don't Speak Chinese
angels_chinese

Category:

Российская фантастика энд кризис маркетинга

Всё, что изложено ниже, есть не столько мнение или там прогноз, сколько предположение. Я был бы рад ошибаться. И открыт к поправкам, тем более, что российскую фантастику в России я наблюдаю крайне эпизоотически.

Получается примерно так: вал фантастических романов - чудовищный. Говорят, 500 романов в год, да? Даже если бы было в пять раз меньше, всё равно был бы девятый вал (и двенадцатый ваал). Понятно, что подавляющее большинство издаваемого - это книги-однодневки не в силу имманентной им однодневчатости, а в силу невозможности элементарного выбора. У читателя, который пришел в книжный, есть несколько способов выбрать книгу: по автору; по серии; по информации, полученной из любых социальных сетей; отдельно поставим рекламу. Всё. Про обложки не будем - они банальны и не имеют отношения к книгам, хотя в истории бывало и хуже. Про мифическое "содержание", оно же типовые аннотации, не будем тоже.

Тут начинается интересное. С точки зрения прибыли в краткосрочном периоде надо продавать то, что уже пользуется спросом. То есть - автора и/или серию. Именно это российские издатели и делают. Такой вот забавный парадокс: рекламируются книги, которые, казалось бы, в рекламе нуждаться уже не должны. Грубо говоря - новый роман Головачева, новый роман Лукьяненко и новый роман Панова. Реклама функционирует утилитарно, но - в краткосрочном периоде - дьявольски эффективно: как источник информации о появлении книги, которую вы купите потому, что это книга такого-то автора (или вышла в такой-то серии, что реже, но имеет место). А вовсе не потому, что это хорошая книга сама по себе. Хорошей - в смысле "покупаемой" - ее делают другие ее признаки.

Тут нет ничего странного, и на Западе, как я понимаю, поступают так же. Это всё естественно и небезобразно. Вопрос о том, что будет, если не раскручивать новую книгу имярека, а просто пустить ее в продажу, мы отметем как попахивающий неверием в мощь нашей фантастики.

Но с точки зрения прибыли в долгосрочном периоде нужно вкладываться в раскрутку книг, которые пока не обладают признаком "хорошие" ни по автору, ни по серии. (Вопрос об успешных сериях, в которых гиганты тянули бы за собой карликов, мы тоже отметем - слухи об успешности этой стратегии в принципе сильно преувеличены; в long-run period мы имеем "еще одну похеренную серию", ибо абстрактный брэнд не спасает.) В бой должны идти не только старики, но и молодые по-настоящему талантливые авторы. И раскручивать (читай - информировать о) их надо по меньшей мере так же яростно.

Дело даже не в том, что старая гвардия немногочисленна и не вечна. Дело еще и в, скажем так, конкуренции. Когда всё маркетинговое внимание направлено на горстку избранных, избранные крайне редко способны держать марку. Олигополия в литературе - это ненормальная ситуация. Но именно она сейчас и установилась (в отличие, кажется, от Запада, где молодых все-таки раскручивают).

Почему так?

Может быть, боятся. Я пытался вспомнить случаи, когда издатства искренне пытались раскрутить молодых авторов; вспомнил (имен не назову, вспоминайте сами); ничего путного из той раскрутки не вышло. Средства потрачены, автора-зубра - не получилось.

Может быть, не умеют. Рады бы, но - такие маркетинговые кадры сидят.

Может быть, идут по пути наименьшего сопротивления.

Или, может, просто не пишутся книги такого уровня, чтобы на них можно было делать разумную финансовую ставку?

Не знаю. Но факт тот, что коэффициент Джини в российской фантастике опасно близок к единице. Среднего класса - почти нет. Есть зубры, их мало, но они зверски эффективны как элементы получения прибыли; и есть планктон, сотни книг, которые бросают в воду рынка и потом смотрят: выплывет? Одиночки не идут ко дну сразу и умудряются держаться на поверхности (а волей случая или таланта - Бог весть). Кое-кто рискует на время приблизиться к зубрам (феномен Глуховского). А спасательные круги в виде раскрутки отдельных (условно) самых талантливых никто не бросает.

Так может продолжаться какое-то время. Но не слишком долго. Система губит и новичков, и зубров.

Я корректно изложил проблему?

(Подумано за завтраком.)
Subscribe

  • Звуки железной дороги

    В небе сияет прямоугольно луна поворотного крана. Я пью чай в два часа ночи, не отрывая глаз от экрана. Когда засыпаешь, бывают слышны звуки железной…

  • Lord I'm One Lord I'm Two

    Я найду в краю невзгод самый быстрый звездолет и на нем умчусь в чернеющий зенит. Эта мертвенная даль растворит мою печаль, всё уймет, но ничего не…

  • Мэрион Бернстайн "Сон"

    [Мэрион Бернстайн (1846-1906) – дочь немецкого еврея, эмигрировавшего в Лондон, и англиканской матери. Отец рано прогорел и умер, когда Мэрион было…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 97 comments

  • Звуки железной дороги

    В небе сияет прямоугольно луна поворотного крана. Я пью чай в два часа ночи, не отрывая глаз от экрана. Когда засыпаешь, бывают слышны звуки железной…

  • Lord I'm One Lord I'm Two

    Я найду в краю невзгод самый быстрый звездолет и на нем умчусь в чернеющий зенит. Эта мертвенная даль растворит мою печаль, всё уймет, но ничего не…

  • Мэрион Бернстайн "Сон"

    [Мэрион Бернстайн (1846-1906) – дочь немецкого еврея, эмигрировавшего в Лондон, и англиканской матери. Отец рано прогорел и умер, когда Мэрион было…