Angels Don't Speak Chinese (angels_chinese) wrote,
Angels Don't Speak Chinese
angels_chinese

Categories:

О сиквелах к Стругацким

Мне надо спать (я только что с корпоратива, где успешно делал вид, что морально разлагаюсь), но я зачем-то пошел по ссылкам Сергея Жарковского и прочел запись Антона Первушина о том, как хорош собой сиквел Минакова и Верова и проч., и проч.

Когда я слышу о "продолжениях" АБС, у меня возникает один вопрос: на кой?

И ответ - самый очевидный, если отбросить коммерцию и нездоровое любопытство типа "что там случилось на самом деле", - очень прост: потешить эго.

Есть же какие-то очевидные вещи, которые делать нельзя. Например, лезть в не тобой созданный мир на правах демиурга. Я понимаю, что сейчас ко мне припрется армия фанфикеров, но - нельзя. Особенн когда автор разрешения не давал. Не ваш мир. Идите вон свой создайте. И поймите для начала, что авторский текст - это не просто герои плюс стиль плюс сюжет. Это прежде всего мировоззрение. У автора оно одно, а у вас оно совершенно определенно другое. Не надо ломать чужое через колено в угоду себе-любимому. Выразите свое мировоззрение через собственные тексты так, как хотите. Руки прочь.

Это теория. На практике я готов забрать свои слова обратно, если речь идет, скажем, о какой-то хитрой литературной игре, особенно с разрешением автора ("Новая природа катастрофы", если это кому-то о чем-то говорит). Или же, как это часто бывает, некто создает убедительный текст внутри авторского мира, но не на правах демиурга, а на правах именно что ученика, очень осторожно, не затрагивая особенно оригинальных героев и прочего. Когда задача - не эго почесать, а сказать что-то, уважительно поклонясь учителю, я могу это понять. Не помню подробностей, но такое впечатление произвела на меня повесть Рыбакова из первого "Времени учеников". В отличие от повести Скаландиса из того же сборника, которую я не могу вспоминать без содрогания, настолько она отличалась по всем параметрам от "Гадких лебедей", которых я читал непосредственно до и чьим якобы сиквелом оная повесть являлась. Но даже самые удачные тексты такого рода несут на себе отпечаток вторичности. А те, где авторы пытаются демиургизировать, - тем более. Не на фиг ли? На фиг.

Поэтому все "в лоб" сиквелы к АБС с ответами на вопрос, что же случилось с Каммерером и отчего предали голованы, то есть с демиургическими потугами, я моментально загоняю в реестр "перед прочтением сжечь". Все эти мифопостроения могут быть любопытны, мастерски написаны, что-то там еще. Но вы в чужом доме, господа, и как бы высокохудожественно вы ни переставляли мебель и ни перекрашивали стены, дом этот останется чужим.
Subscribe

  • Иероглиф на стене

    Однажды ты ушел из дома туда, где всё так незнакомо, где Ривенделл и Дезирада, где что ни тропка, то награда в конце туннеля: боль ли, быль ли, где…

  • Фанфик

    На очень далекой планете свой коротает век ослепший, оглохший, обесчувствленный человек, связанный с миром через черные провода, и в голове его -…

  • Коан окна

    Тиха, темна моя обитель, как ночь темна. Влетает ангел-истребитель в коан окна, и бьет меня своей любовью двенадцать раз по циферблату изголовья сей…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 147 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Иероглиф на стене

    Однажды ты ушел из дома туда, где всё так незнакомо, где Ривенделл и Дезирада, где что ни тропка, то награда в конце туннеля: боль ли, быль ли, где…

  • Фанфик

    На очень далекой планете свой коротает век ослепший, оглохший, обесчувствленный человек, связанный с миром через черные провода, и в голове его -…

  • Коан окна

    Тиха, темна моя обитель, как ночь темна. Влетает ангел-истребитель в коан окна, и бьет меня своей любовью двенадцать раз по циферблату изголовья сей…