Правда, роман турецкой писательницы Перихан Магден 1991 года очень сложно назвать романом - композиционно это два рассказа и повесть, условно связанные общим героем. В повести действие происходит в родном городе героя: совершенно случайно, через книготорговца мсье Жакоба, герой узнает о том, что некто убивает мальчиков-посыльных, которые как один похожи друг на друга, являют собой "шедевр генной инженерии" и живут закрытым сообществом, слушая только Малера. Герой вселяется в адвокатскую контору почившего дедушки (коего звали Бюньямин Ставрогин), хлещет виски, изображает из себя Хэмфри Богарта в роли Филипа Марлоу и пытается расследовать дело.
Всё бы хорошо, но. Уже после рассказов становится очевидно, что сколь неуемна фантазия Перихан Магден (на страницах книги мелькают карлик-жиголо с возлюбленной обезьяной, индус с китайским именем, который втайне является великим шекспироведом, мессия, опекаемый шестью англичанами, раввин, на футболке которого написано "Сначала Были Rolling Stones", и так далее), столь немыслим для сочинительницы сколь-нибудь логичный сюжет. Магден пишет что думает, а мысль ее скачет. Таким манером очень здорово писать рассказы в духе магического реализма (впрочем, до Дино Буццати турчанка не дотягивает - многослойные притчи у нее не выходят), а вот романы получаются, ну, странные.
Не рискну назвать эту книжку "полезной". Читать интересно, но диковинные узоры из цветных стеклышек меняются так быстро и бессмысленно, что те из них, которые могли бы как следует вдарить по читательскому сознанию у иных, более вдумчивых авторов, превращаются в очередные и никчемные, и когда калейдоскоп откладываешь, вспомнить, кроме кружения геометрических узоров, почти нечего: героев много, действия много, слов много - а толку?