Главное, там есть какие-то совершенно неожиданные с точки зрения сегодняшнего "понимания" истории СССР вещи. Например, про 1937 год - да, террор, но одновременно и интерес молодежи к поэзии, к театру, некое чувство культуры; несочетаемое вроде бы сочетание. Или про смерть Сталина: "Церкви были полны: молились о его выздоровлении"; интеллигенция, и та массово горевала - "казалось, что Сталин удерживает" (катехон, блин). Или про антисемитизм: довоенный - бытовой, народный, не совместимый с ленинизмом, - и послевоенный, официальный, страшный (и еще более страшная теория одного героя, что "эта зараза перешла к нам от немцев. Оттого что было столько допросов генералов, высоких чинов и они так убедительно излагали свои взгляды, что это переползло к нам, как зараза"; рассказчик, впрочем, с ним не соглашается). После того, что описывает Лилианна Лунгина, я стал несколько лучше понимать, как формируются ксенофобские взгляды, отличающие иногда даже вроде бы даже умных людей. Ну, я и раньше знал, что интеллект и образование, не говоря о т.н. "таланте", в самом главном ни фига не гарантируют - примерно это еще апостол Павел говорил. Но Лунгина очень точно подмечает множество вроде бы мелочей, которые оказываются для людей ключевыми.
Ну и чеканность формулировок, конечно. Про осуждение Пастернака в Доме литераторов: "Собравшиеся с боем брали слово, чтобы его оскорбить". Вообще, "Подстрочник" транслирует такой адекватный взгляд на мир, что его стоит читать хотя бы за это.