Angels Don't Speak Chinese (angels_chinese) wrote,
Angels Don't Speak Chinese
angels_chinese

Вот кстати: символические оскорбления чувств

В дискуссиях вокруг "Запретного искусства" в качестве последнего (в смысле "ультимативного") аргумента часто звучало из уст самых разных людей, как близких мне по мировоззрению, так и не очень, следующее: карикатуры на Христа оскорбляют верующих, потому что для верующих Христос - не символ; следовательно, это надо не то что пресечь - за это надо наказать. Степень наказания варьировалась - от штрафа через набить морду до убить на месте.

Чуть похожий, более чем противоречивый, тоже бьющий по нервам случай символического оскорбления из блога экономиста Пола Кругмана: мусульмане хотят построить мечеть на территории около Всемирного торгового центра (как подсказывает Боря Иванов, не только мечеть, целый центр). Антидиффамационная лига (борется в основном с антисемитизмом) против: Proponents of the Islamic Center may have every right to build at this site, and may even have chosen the site to send a positive message about Islam. The bigotry some have expressed in attacking them is unfair, and wrong. But ultimately this is not a question of rights, but a question of what is right. In our judgment, building an Islamic Center in the shadow of the World Trade Center will cause some victims more pain – unnecessarily – and that is not right.

Комментирует Кругман: Translation: some people will feel bad if this thing is built, and we need to take these feelings into account, even though proponents “have every right to build at this site.” So let’s try some comparable cases, OK? It causes some people pain to see Jews operating small businesses in non-Jewish neighborhoods; it causes some people pain to see Jews writing for national publications (as I learn from my mailbox most weeks); it causes some people pain to see Jews on the Supreme Court. So would ADL agree that we should ban Jews from these activities, so as to spare these people pain? No? What’s the difference?

И обратный пример: есть люди, для которых Гитлер и нацистская свастика - не просто символы, а нечто большее. Следует ли из этого, что мы должны воздержаться от любых карикатур на Гитлера, например? Или же вопрос не в оскорблении чувств, а в чем-то еще? Ведь люди, чьи чувства оскорбляет то или иное действо, найдутся всегда. По какому критерию следует отделять случаи, когда чувства надо уважать, от случаев, когда их уважать не надо? Только не говорите "когда оскорбленных большинство" - большинство бывает очень всякое.

У меня есть ответ, и он вряд ли оригинален. Осуждать (штрафовать, подвергать цензуре) следует тех, кто клевещет. Все прочие символические оскорбления чувств следует ставить в игнор не законными, а культурными, воспитательными, пропагандистскими, если хотите, методами: "Что такое хорошо и что такое плохо".

Отсюда автоматически следует, что любые произведения искусства выходят за рамки вопроса. Я понимаю, что это лазейка, что можно снять ксенофобский фильм, написать религиофобскую книжку, ну или приделать Христу голову Мики-Мауса. Вставить в уста персонажа свои глубокие мысли про. Но выхода я не вижу, да и произведения искусства воспринимаются куда менее серьезно, чем прямая клевета, - если не подогревать к ним истеричный интерес, конечно. Альтернатива - появление людей, которые знают, "what is right", "и кроме мордобития - никаких чудес" (в христианском смысле слова).

Еще отсюда следует, что штрафовать можно всякого, кто хоть что-то скажет всерьез о каком-то народе, потому что "народ" - категория, качества которой точной оценке не поддаются. Но тут уж надо выбирать. Либо нам важны символы - и тогда всем сестрам раздадут по серьгам, в том числе "нашим", а не только "ихим"; либо мы перестаем думать народами и конфессиями. Я бы предложил второй вариант, но сторонников упрощенного мировосприятия слишком много, чтобы со мной согласились здесь и сейчас, пусть даже все христиане где-то в подкорке знают, что перед Богом нет ни эллина, ни иудея, ни русского - только лично вы.
Subscribe

  • Звуки железной дороги

    В небе сияет прямоугольно луна поворотного крана. Я пью чай в два часа ночи, не отрывая глаз от экрана. Когда засыпаешь, бывают слышны звуки железной…

  • Lord I'm One Lord I'm Two

    Я найду в краю невзгод самый быстрый звездолет и на нем умчусь в чернеющий зенит. Эта мертвенная даль растворит мою печаль, всё уймет, но ничего не…

  • Мэрион Бернстайн "Сон"

    [Мэрион Бернстайн (1846-1906) – дочь немецкого еврея, эмигрировавшего в Лондон, и англиканской матери. Отец рано прогорел и умер, когда Мэрион было…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments

  • Звуки железной дороги

    В небе сияет прямоугольно луна поворотного крана. Я пью чай в два часа ночи, не отрывая глаз от экрана. Когда засыпаешь, бывают слышны звуки железной…

  • Lord I'm One Lord I'm Two

    Я найду в краю невзгод самый быстрый звездолет и на нем умчусь в чернеющий зенит. Эта мертвенная даль растворит мою печаль, всё уймет, но ничего не…

  • Мэрион Бернстайн "Сон"

    [Мэрион Бернстайн (1846-1906) – дочь немецкого еврея, эмигрировавшего в Лондон, и англиканской матери. Отец рано прогорел и умер, когда Мэрион было…