Страх и ужас. В мои 12 лет сборник мне нравился. Сейчас перечитывать без ощущения "вот она, та плохая фантастика, на которой ты вырос" невозможно.
Почти весь сборник фантастических детективов - тяжелая графомания. Картон, штампы и клокочущая пустота даже у мэтров: что "Ночь, которая умирает" Азимова (рассказ с неплохой идеей, пусть она и обанкротилась через считанные годы после публикации, когда выяснилось, что Меркурий все-таки вертится), что "Мародер" Пола Андерсона, что "Одиночное заключение" Сильверберга. Единственное преимущество мэтров - они пишут сравнительно коротко.
Остальные растекаются мыслью по древу, причем совершенно порнографически: ходульные герои читают лекции страницами, хочется взять и перелистнуть. "Смерть "бессмертных"" Герда Прокопа: богачей убивают при помощи прибора, создающего вокруг жертвы вакуум (imagine that, imagine that!). "Скачок мысли" Джозефа Дилэйни: генетически измененная обезьяна телепатически видит, как ученый зверски убивает парня, который отказался стать его любовником; всё бы ничего, только лекции больно длинные и герои неживые. "Вид homo sapiens" Конрада Фиалковского: очень запущенный случай - что-то про инопланетян, которые на Луне делают копии людей, героев зовут Ако, Вар, Воор, Сет и Эль, причем Вар у нас селенист (хорошо, не марсист); бред полный. "Если вы такой умник, то скажите, где трупы?" Родомира Клабала: людей превращают в жидкость и обратно. Почему-то я помнил, что "Сколько весит сонет?" Пьера Буля - хороший рассказ про то, как восстановили сонет, взвешивая сожженную рукопись. Нет, это плохой рассказ, точнее, унылая развернутая лекция без грана изящества.
Что в сухом остатке? Собственно, я взялся перечитывать сборник из-за единственного рассказа, который в свое время поразил меня очень сильно: "Версия" Рольфа Крона. Это, да, прекрасный текст, никакой не детектив, конечно, - Франц Кафка пополам со Стивеном Кингом в стилистике "новой волны". Человек садится в поезд, ему говорят, что сейчас он увидит нечто такое, что все и всегда видят, когда едут по этой ветке, но только один раз; герой смотрит и видит пруд, и на нем - лодка, в лодке двое, мужчина убивает женщину ударом весла, сцена скрывается за поворотом; герой сходит на этой станции, чтобы разобраться, и... Очень, очень классный рассказ. Второй шедевр - "Веселый Роджер" Гэри Алана Рьюза, действительно веселый и ничуть не устаревший. (А я еще помню этот рассказ в "Юном технике" в двух номерах, ух.)
Остальное - из цикла "мастерство не пропьешь": очень приличная "Двурукая машина" Генри Каттнера; два рассказа Джека Вэнса про Магнуса Рудольфа - чуть наивные, но это Вэнс, о чем бы он ни писал; нормальная такая "Смерть на астероиде" Дональда Уэстлейка; неплохой, хоть и затянутый "Кочезе из Северамы 10" Доминика Дуэ.
Кстати, обнаружил классический переводческий ляп в "Ударе милосердия" Джека Вэнса: Бонза намекает на "закон мозаики". Он предостерегает вас от применения принципа "глаз за глаз, зуб за зуб". Оригинал, понятно: The bonze refers to the Mosaic Law. He warns against the doctrine of extracting an eye for an eye, a tooth for a tooth. Такая, блин, вечная молодость.
В общем же "Ночь, которая умирает" проверку временем не тово, нет.