Мальчика К. никогда не третировали за плохие оценки. Эти оценки у него бывали редко, потому что еще до школы мальчика К. воспитывали так, что он усвоил три вещи:
1) знать и уметь лучше, не знать и не уметь, а уметь лучше - лучше, чем уметь хуже, потому что так куда интереснее;
2) отсюда - очень странно, даже недостойно не сделать всё возможное для того, чтобы узнать больше и суметь лучше;
3) если же ты провалился, это повод не к домашнему скандалу и лишению сладкого (не помню случая, чтобы меня наказывали посредством еды, кстати), а к тому, чтобы в следующий раз ты сделал всё, чтобы не провалиться. Подготовься заранее. Нужна помощь - попроси, тебе ее окажут. Не получится и в этом случае - окей. Но ты сделай всё, чтобы получилось, потому что пункт 2, потому что пункт 1.
Сейчас мне уже сложно сказать, сколько там было от воспитания, а сколько от того факта, что мальчик К. с детских лет получал (и продолжает получать) дикое удовольствие от самого процесса познания безо всяких дурных внешних взрослых мотиваторов вроде "щегольнуть в разговоре с другом" или "ощущать себя на голову выше других". Конечно, без влияния родителей тут не обошлось - и книги в доме читали, и разговоры вели неглупые, и представление о том, что мир велик и крут, мальчик К. получал из воздуха (хотя читать выучился исключительно затем, чтобы считывать символы с телепрограммы, потому что подозревал, что его обманывают с мультиками). И речь не о том, что ребенка нельзя наказывать - смотря за что. Дисциплина дисциплиной (грешен, чего уж), а добровольное стремление знать и уметь всяко лучше. Своих детей я постараюсь воспитать так же.