Angels Don't Speak Chinese (angels_chinese) wrote,
Angels Don't Speak Chinese
angels_chinese

  • Music:

Постмодернизьм

В январском номере журнала "Полдень XXI век" (рекомендованная цена 30 рублей, куплен на вокзале за пятьдесят) есть статья Дмитрия Проскурякова "Смерть изобразительного, или Триеризм в современном искусстве", а в ней есть такой пассаж:

Кто-то из зарубежных классиков постмодернизма однажды с грустью констатировал, что даже фраза "Я люблю тебя" уже не может быть сказана в простоте - ибо слишком заезжена, слишком много раз была использована кем ни попадя и где ни попадя. Ее неизбежно придется сопровождать экивоками навроде: "Ну, ты же понимаешь... как говорил когда-то Ромео Джульетте... или Тристан Изольде..."

У меня, скажу честно, хреново с классиками постмодернизма, но я вспомнил, что похожий пассаж был в "Заметках на полях "Имени розы"" Умберто Эко, главка "Постмодернизм, ирония, занимательность", и сказано там буквально следующее:

Но наступает предел, когда авангарду (модернизму) дальше идти некуда, поскольку им выработан метаязык, описывающий его собственные невероятные тексты (то есть концептуальное искусство). Постмодернизм - это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить: иронично, без наивности. Постмодернистская позиция напоминает мне положение человека, влюбленного в очень образованную женщину. Он понимает, что не может сказать ей "люблю тебя безумно", потому что понимает, что она понимает (а она понимает, что он понимает), что подобные фразы - прерогатива Лиала [псевдоним Лианы Негретти, ударение на последний слог]. Однако выход есть. Он должен сказать: "По выражению Лиала - люблю тебя безумно". При этом он избегает деланной простоты и прямо показывает ей, что не имеет возможности говорить по-простому; и тем не менее он доводит до ее сведения то, что собирался донести, - то есть что он любит ее, но что его любовь живет в эпоху утраченной простоты. Если женщина готова играть в ту же игру, она поймет, что объяснение в любви осталось объяснением в любви. Ни одному из собеседников простота не дается, оба выдерживают натиск прошлого, натиск всего до-них-сказанного, от которого уже никуда не денешься, оба сознательно и охотно вступают в игру иронии... И все-таки им удалось еще раз поговорить о любви.

Если это тот самый "классик постмодернизма", остается лишь удивиться тому, в каких причудливых монстров мутируют иные собачки за время пути.
Subscribe

  • Фанфик

    На очень далекой планете свой коротает век ослепший, оглохший, обесчувствленный человек, связанный с миром через черные провода, и в голове его -…

  • Коан окна

    Тиха, темна моя обитель, как ночь темна. Влетает ангел-истребитель в коан окна, и бьет меня своей любовью двенадцать раз по циферблату изголовья сей…

  • Звуки железной дороги

    В небе сияет прямоугольно луна поворотного крана. Я пью чай в два часа ночи, не отрывая глаз от экрана. Когда засыпаешь, бывают слышны звуки железной…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments