"Макс" Менно Мейеса - история немецкого еврея Макса Ротмана, который воевал на Первой мировой, потерял правую руку и надежды стать художником, а после войны занялся живописью как бизнесмен, открыл галерею современного искусства (искусство Веймара - отдельная тема в принципе) и живет вроде как счастливо: работа, семья, любовница. А однажды к Ротману приходит еще один ветеран Первой мировой, молодой художник по имени Адольф Гитлер (Ной Тэйлор). Финал в общем логичен, хотя и предсказуем; лучше бы он был непредсказуем. И хотя сам Ротман выдуман, биография и аргументы раннего Гитлера касательно антисемитизма воспроизводятся достаточно точно. Фильм снят легко, но по мессиджу довольно тяжелый - есть ситуации, в которых попытка понимания ведет, несмотря ни на что, к поражению и гибели.
"Полночь в саду добра и зла" Клинта Иствуда - я его смотрел когда-то, но забыл, что странно, потому что Кьюзак опять играет писателя (что мне ближе, чем что бы то ни было). Американский Юг, начало 1980-х, нувориш (Кевин Спейси) обвиняется в убийстве своего работника и любовника (Джуд Лоу), а журналист и писатель Джон Келсо, приехавший с Севера, наблюдает и пытается понять, что произошло. Как оказалось, я помнил из этого фильма только одну сцену - "бал для черных", на котором пожилой чернокожий с гордостью говорит герою Кьюзака: "В этом году мы достигли уровня белых!" Очень смешно и очень грустно. И это та версия Юга, которую я люблю, - не унылая готика а-ля Капоте, а трагикомическая эклектика а-ля братья Коэны.