Angels Don't Speak Chinese (angels_chinese) wrote,
Angels Don't Speak Chinese
angels_chinese

Categories:

"Заповедник гоблинов"

Доперечитал вчера в ночи и имею сказать, что Саймак по-прежнему на высоте, с которой нынешняя "эта ваша фантастика" видится чем-то бессмысленно широким, очень скучным и весьма плоским.

Во-первых, я с благоговением понял, что объем "Заповедника гоблинов" - меньше 200 страниц. Если выпустить его отдельной книгой, она будет совсем тонкой. Книжки в 400 страниц рядом с этим романом - неповоротливые монстры. Однако же в свои 200 страниц Саймак умудрился впихнуть столько, сколько я давно не встречал в куда более толстых книгах.

Во-вторых, композиция, интрига и прочее. В первой же главе (пять страниц) нам сообщают о том, что:

- герой отправился в межзвездную командировку, попал не туда, вернулся на Землю и обнаружил, что по пути раздвоился, причем второй вариант героя вернулся раньше и успел умереть;
- в этом мире межзвездные командировки сосуществуют с феями, троллями, гоблинами и баньши;
- в космосе есть зловещие колесники;
- герой по профессии сверхъестественник и ищет дракона;
- в космосе есть таинственная хрустальная планета, перехватывающая людей, путешествующих по телепорту.

Фактически это фактура для всего (основного) сюжета, и она вся прописана, повторю, в первой главе, не отходя от кассы, "сражузе". Потом - очень скоро, хотя и более дозированно - появляются неандерталец, саблезубый тигр, Дух, путешествия во времени, Артефакт, Уильям Шекспир и загадочный художник из нашего времени, рисовавший удивительные картины.

В-третьих, хотя Саймак не боится смешивать несмешиваемое, переть через границы жанров и всё такое, "Заповедник гоблинов" при этом - совершенно удивительный роман, и удивителен он именно тем, что там никто ничему не удивляется. Происходит, казалось бы, черт знает что. События космического масштаба просто. Только что похороненный человек оказывается жив. Человечеству предлагают самую грандиозную сделку ever. Перенесенный в будущее Шекспир сбегает. Артефакт превращается в. Дух понимает, чей он Дух. А люди будущего реагируют пасторально, говорят обо всем этом без восклицательных знаков, перемежая мысли о главном с мыслями про камин, эль и другую прозу жизни.

Результат - компактный нескучный понятный текст, постмодернистский на уровне сюжета, но не на уровне техники письма, очень широкий мир и сильнейшее авторское настроение, которое, я подозреваю, и есть мессидж романа. Практически идеал, если говорить о реализации и эффекте. Учиться, учиться и еще раз учиться.
Subscribe

  • Звуки железной дороги

    В небе сияет прямоугольно луна поворотного крана. Я пью чай в два часа ночи, не отрывая глаз от экрана. Когда засыпаешь, бывают слышны звуки железной…

  • Lord I'm One Lord I'm Two

    Я найду в краю невзгод самый быстрый звездолет и на нем умчусь в чернеющий зенит. Эта мертвенная даль растворит мою печаль, всё уймет, но ничего не…

  • Мэрион Бернстайн "Сон"

    [Мэрион Бернстайн (1846-1906) – дочь немецкого еврея, эмигрировавшего в Лондон, и англиканской матери. Отец рано прогорел и умер, когда Мэрион было…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 44 comments

  • Звуки железной дороги

    В небе сияет прямоугольно луна поворотного крана. Я пью чай в два часа ночи, не отрывая глаз от экрана. Когда засыпаешь, бывают слышны звуки железной…

  • Lord I'm One Lord I'm Two

    Я найду в краю невзгод самый быстрый звездолет и на нем умчусь в чернеющий зенит. Эта мертвенная даль растворит мою печаль, всё уймет, но ничего не…

  • Мэрион Бернстайн "Сон"

    [Мэрион Бернстайн (1846-1906) – дочь немецкого еврея, эмигрировавшего в Лондон, и англиканской матери. Отец рано прогорел и умер, когда Мэрион было…