Angels Don't Speak Chinese (angels_chinese) wrote,
Angels Don't Speak Chinese
angels_chinese

Мировосприятия псто

Попытаюсь сказать важное, хотя не уверен, что получится.

Восприятие шутки про Профессора, которую я выложил вчера ночью, - очень характерный пример того, что мы не воспринимаем мир одинаково, спасибо, Кэп. Как у Стругацких: "Мы много смеялись над этой мастерски рассказанной историей, пока не выяснилось, что смеемся мы все по разным причинам". Для одних это, очевидно, шутка про Толкина и его жену. Для других это шутка про филологических дев (серия демотиваторов с Вирджинией Вулф так и называется - "Филологическая Дева"), которые так вот удивительно воспринимают мир. Для третьих, очевидно, это шутка про тех, кто смеется над первыми и вторыми шутками. Я не анализировал, какая это шутка для меня. Точно не первая, а дальше мне просто смешно. Кому-то смешно, потому что смешны другие. Кому-то смешно, потому что смешон ты сам и твоя реакция на эту шутку (мой случай). Наконец, кому-то не смешно вообще.

Это все - нормальные реакции. Они различаются - чем, кстати? Назовем это перфлексцией :) Среднее между рефлексией и перцепцией. Перфлексция бывает мелкая и поглубже. То есть: кто-то считывает один слой - кто-то несколько слоев сразу. Если расшифровывать, дело обстоит примерно так: мы выстраиваем в сознании микромодель реальности; встраиваем в нее воспринятую и отрефлексированную, то есть прогнанную через перфлексцию модель конкретного высказывания; считываем резонансы и либо ржем, либо не ржем.

Чем модель реальности в сознании примитивней (и неверней), тем перфлексция мельче. Один слой. Какой-то. Второй уже хуже. И наоборот, чем модель сложнее (я бы добавил "адекватнее", но не всякая сложность адекватна), тем перфлексция глубже.

И так мы поступаем с любым явление, главное - с любым поступком человека-напротив.

Разница между людьми - глобальная разница - заключается в способности увидеть поступок как он есть, для чего поступок надо встроить в адекватную микромодель мира в своей башке. Штука в том, что тут начинаются неопределенности. Мы с ними сталкиваемся по сто раз на дню (и, я надеюсь, это замечаем). Что он имел в виду? Почему она это сказала? "Мама, он меня дурой назвал" - об этом. Неопределенность возникает, потому что мы (опять же - надеюсь) отдаем себе отчет в том, что любая модель мира несовершенна по сравнению с оригиналом, да и не знаем мы многого, и смело домыслить можем не всегда.

Другая глобальная разница между людьми заключается в том, как они работают с неопределенностями. И тут перестает быть важным сложность или адекватность микромодели мира в башке - то и другое абсолютно, только если человек с неопределенностями работать НЕ умеет. Как ни странно, и интеллект ничего не дает в работе с неопределенностями. Важно, как мы интеллект используем, но решаем, как именно его использовать, мы не интеллектом.

Тут критична единственная штука: твой вектор взгляда. Куда ты смотришь пристальней - внутрь, в себя (эгоизм), или вовне, от себя (доброта). Иными словами: твоя микромодель в башке - она закрыта, потому что верна и истинна и ты ею ДОРОЖИШЬ (о, бесценный внутренний мир), или она открыта, потому что несовершенна и ты понимаешь, что можешь ОШИБАТЬСЯ (извини, внутренний мир, сегодня не твой день). В первом случае ты работаешь с неопределенностями через свои страхи и/или надежды, то есть через иллюзии, и превращаешь их в иллюзорные определенности. Во втором случае ты работаешь с неопределенностями через попытку понять, как их можно сделать определенностями через реальный мир. Ты с ним в сцепке работаешь. Наблюдаешь, анализируешь, смотришь в оба. Это куда сложнее элементарно в плане траты сил. Это куда больнее - неопределенности долгое время не исчезают, а то и вовсе не исчезают. Это рискованнее - ты можешь ошибиться, и сильно. Но зато на выходе ты получаешь - если все удастся - измененную в правильную сторону микромодель в башке, ставшую чуть более адекватной.

Проще говоря: ты других пытаешься прогнуть под свой бесценный внутренний мир - или свои иллюзии прогибаешь под реальность. Первое приятно, но ведет в тупик. Второе неприятно и рискованно, но это, по-моему, единственный путь к адеквату.

Мне очень сложно с теми, кто пристально глядит в себя. У них же там, внутри, формируются ПРИНЦИПЫ, по которым якобы работает мир. Алгоритмы. Если А, то Б. Если М, то П. Предрассудочное мышление. И они тебя оценивают, взвешивают и обмеряют по этим своим меркам. И калечат твой образ как хотят, чтобы встроить его в прокрустово ложе своей микромодели, - и даже не слышат, как фальшивят. А я, видимо, совсем беспринципный человек с этой точки зрения. Хотя иногда очень хочется обзавестись измерительными приборами и судить о людях по тому, как они отреагировали на шутку, например, или по тому, как они повели себя в какой-то один момент времени, и отмести все неопределенности на фиг, - но я борюсь с этой ложной ясностью, само собой.
Subscribe

  • Занимательное дронтоведение

    Я небогат, и мне не стыдно, Одет кондово, без затей, Меня старательно не видно В эпоху голых королей. Я копошусь в своем болоте, Его возделываю, но…

  • Ок, манифест

    Раз бумер с зумером спознались теплохладно. И что ж? в их детище сплелися две идеи! Потомок бумера желал пороть нещадно, А отпрыск зумера - порол…

  • W.B.Y. & Е.П.Б.

    Он ей говорит: «Ах, мадам Елена, Коль ваши махатмы правы, Ничто на земле не тленно, Ни львы, ни орлы, ни тельцы, ни люди; Зачем вырываться тогда из…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments

  • Занимательное дронтоведение

    Я небогат, и мне не стыдно, Одет кондово, без затей, Меня старательно не видно В эпоху голых королей. Я копошусь в своем болоте, Его возделываю, но…

  • Ок, манифест

    Раз бумер с зумером спознались теплохладно. И что ж? в их детище сплелися две идеи! Потомок бумера желал пороть нещадно, А отпрыск зумера - порол…

  • W.B.Y. & Е.П.Б.

    Он ей говорит: «Ах, мадам Елена, Коль ваши махатмы правы, Ничто на земле не тленно, Ни львы, ни орлы, ни тельцы, ни люди; Зачем вырываться тогда из…