Angels Don't Speak Chinese (angels_chinese) wrote,
Angels Don't Speak Chinese
angels_chinese

  • Music:

"Юго": the second thoughts

Сводил маму на "Юго" Мартина Скорсезе. У нас странно с этим фильмом: очень ограниченный прокат в крупнейшем мультиплексе, что-то вроде 10-20 сеансов, и полное отсутствие субтитров, что для нас - вопиюще. Ну то есть - все вроде смотрят на английском окей, но все равно странно.

Укрепился во мнении, что это не фильм, а чудо из чудес, буквально a miracle of rare device. The pun intended, потому что это стимпанковое чудо. "Юго" ведь и начинается с двух ключевых стимпанковых звуков: часовой механизм + прибывающий паровоз.

И я на этот раз подумал банальную, но, извините, мысль.

Что такое трагедия Мельеса? Это по сути часть трагедии XIX века. Историк Эрик Хобсбаум первым выделил так называемый "длинный XIX век", 1789-1914, и обе даты, я думаю, всем понятны. Это понятие пересекается и с викторианской эпохой в широком смысле слова (говорят же о "викторианской Америке"), и с эпохой стремительного технического прогресса, который повлек за собой невиданные доселе социальные сдвиги, в частности, появление среднего класса, как следствие - выявились недостатки капитализма, не говоря о феодализме, как следствие - люди стали задумываться о том, как изменить Систему, и во многом Система менялась, появились новые утописты, социалисты, коммунисты и так далее. В этом длинном XIX веке многое было ужасно и не так, но он явился плодом все-таки эволюции, ставшей возможной после Великой Французской. И к самому своему концу эпоха подавала очень большие надежды, частью которых был кинематограф и мсье Жорж Мельес. А потом грянула Великая война, после которой (в Европе, по меньшей мере) и Мельес, и викторианство, и многое другое довоенное сделалось чуждым. Это был другой мир, лучше, чище, добрее - и при этом уже недостижимый. Поэтому люди поступили с ним так, как поступают обычно в таких случаях: одни забыли, а другие высмеяли. Ну а потом, почти сразу, случилась Вторая мировая, и "после Холокоста теодицея стала невозможной".

Я вижу тут параллель с человеком, в жизни которого случилась не одна даже, а две страшных трагедии подряд, - и человек сломался. В "Юго", собственно, прямым текстом так и говорят: he is broken, so we will try to fix him. Я не о каких-то "травмах народного сознания" сейчас, я, скорее, об обстоятельствах культуры в целом.

И вот мне интересно: нас можно как-то глобально починить? Это было бы единственно возможное Возрождение, мне кажется. И я вижу, как масса писателей и режиссеров делает что-то в этом направлении, и это весьма благородная цель - и вообще люди устроены так, что мечта, любовь и гуманизм самовосстанавливаются спустя время. Может быть, я это до сих пор ощущал интуитивно, но: прежде, чем идти дальше, надо по максимуму вернуться к финалу длинного XIX века. Возможно это на новом витке - или нет?
Subscribe

  • Занимательное дронтоведение

    Я небогат, и мне не стыдно, Одет кондово, без затей, Меня старательно не видно В эпоху голых королей. Я копошусь в своем болоте, Его возделываю, но…

  • Ок, манифест

    Раз бумер с зумером спознались теплохладно. И что ж? в их детище сплелися две идеи! Потомок бумера желал пороть нещадно, А отпрыск зумера - порол…

  • W.B.Y. & Е.П.Б.

    Он ей говорит: «Ах, мадам Елена, Коль ваши махатмы правы, Ничто на земле не тленно, Ни львы, ни орлы, ни тельцы, ни люди; Зачем вырываться тогда из…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments

  • Занимательное дронтоведение

    Я небогат, и мне не стыдно, Одет кондово, без затей, Меня старательно не видно В эпоху голых королей. Я копошусь в своем болоте, Его возделываю, но…

  • Ок, манифест

    Раз бумер с зумером спознались теплохладно. И что ж? в их детище сплелися две идеи! Потомок бумера желал пороть нещадно, А отпрыск зумера - порол…

  • W.B.Y. & Е.П.Б.

    Он ей говорит: «Ах, мадам Елена, Коль ваши махатмы правы, Ничто на земле не тленно, Ни львы, ни орлы, ни тельцы, ни люди; Зачем вырываться тогда из…