Angels Don't Speak Chinese (angels_chinese) wrote,
Angels Don't Speak Chinese
angels_chinese

Categories:

The Crying of Lot 49

Вчера в ночи дочитал лихорадочно. Перечитал, точнее. К сожалению, в переводе.

Поразмыслить есть над чем. Во-первых, сама книга. Во-вторых, и это чуть ли не важнее, - почему мне Пинчон нравится безумно, а многим людям - совсем не. Второе проблематичнее. Я ведь и свои истории стремлюсь выстраивать подобным образом - а народ не понимает, зачем.

Для меня, например, финал "Лота" - откровение. Вообще, "Лот" построен по классической схеме (я процитирую непомнюкого про "Галактического знахаря" Филипа Дика) "роман начинается чуть не как пародия, а завершается битвой Добра и Зла" - примерно так. "Лот" начинается практически как пародия много на что - героиня получает наследство от бывшего любовника-миллионера, - продолжается как конспирологический детектив, в котором задолго до Эко и Дэна Брауна постулируется зависимость истории от тайного общества (точнее, двух тайных обществ - "Торн и Таксис" и "система Тристеро"), а завершается как грандиозная метафора: наследство - это Америка; история либо имеет смысл, либо не имеет смысла; если она имеет смысл, этот смысл и есть Бог - не прямым текстом, но около того. Честно сказать, я мало знаю более интересных вещей, чем смысл истории.

При этом в книге при небольшом объеме - 200 страниц всего-навсего - есть огромное множество всего, включая староанглийскую пьесу "Трагедия курьера" с садистическо-порнографическим уклоном, странное Общество Жирного Питера, радости маньяков от филателии, корпоративные антемы на мотив гимна Корнеллского университета, психиатр, судя по всему, бывший нацист, которому кажется, что его преследуют люди Визенталя, экскурсия по гей-бару "Греческий путь", машина для определения телепатических способностей, история распада Священной Римской Империи, парадоксальные пути пуритан-скервхамитов, эсэсовская форма, продвигаемая в рамках кампании "Здравствуй, школа" (подростковые размеры, галифе образца тридцать седьмого года), угон алюминиевого тримарана "Годзилла-II" и еще буквально туева хуча, да, туева хуча всего. И все это работает на мессидж в том смысле, что либо у всего этого безумия есть смысл, либо нет. И работает прекрасно.

Но, видимо, надо иметь очень особенные мозги, чтобы получать фантастическое наслаждение от:

1) ехидного и стремительного описания полного абсурда бытия;
2) якобы хаотических нагромождений исторической псевдоконспирологии;
3) а также от того, что все это автор влегкую переводит на уровень смысла жизни вообще - и НЕ отвечает на поставленный вопрос так полновесно, что ты закрываешь книгу в полном офигении.

Попутно Пинчон ловит кайф, ловит эпоху, смешит, поет песенки, пародирует, издевается, разоблачает, подражает (сэнсэю Набокову), наверняка сводит счеты и так далее, но это все - третьестепенные даже задачи.

Я как читатель от этого всего балдею. Но равно я понимаю, что здесь-и-сейчас это все никому нахрен не надо, скорее всего. Балдеют, изумляются, офигевают единицы. Здесь-и-сейчас сложные истории не в чести. Простые - да, а-ля "тетка без сосков", как заметил Пророк в комментах к прошлому посту.

И что делать с собой в мире, где ты - вот такой - не очень требуешься, я не понимаю пока. При том, что можно, очень даже можно сочинить историю, в которой будет пять уровней, начиная с "трах-бабах" и заканчивая эсхатологической теодицией. "Евангелион", собственно, да и не он один, если про анимэ говорить. Но в литературе - русской - такое пытаются делать - да не то что единицы: if any. Я сегодня пессимист, но, блинский блин, "по радио снова транслируют то, что унижает человеческий ум", а люди на глазах разучиваются понимать простейшие вещи, не сказанные напрямую. Какой уж тут Пинчон, какая "Матрица", какое христианство.

"Прости, начальник, наболело" (с)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments