Angels Don't Speak Chinese (angels_chinese) wrote,
Angels Don't Speak Chinese
angels_chinese

"И сходят гении с ума в ночном дозоре" (с)

Плетясь в хвосте прогрессивного человечества, я посмотрел "Ночной дозор".

Книга Сергея мне в свое время весьма понравилась как хороший фантастический нарратив; другое дело, что там было много перекличек с "Понедельником" АБС, у меня возникло впечатление, что она и писалась как антитеза "Понедельника" (вот идеальные люди НИИЧАВО - и вот реальные маги Ночного Дозора); и еще - у меня возникли вопросы к этике описанного мира. Описанный Свет к "добру" если и относился, то странным образом. Но это, опять же, явно входило в замыслы автора.

Фильм мне тоже понравился как крепкий фантастический нарратив. И хорошо, что он не похож на книгу, не был бы фильм самостоятельным - было бы скучно смотреть его после книги (или читать книгу после фильма).

Из зацепившего: анимационная вставка о "женщине из Византии"; перекликающаяся с реальностью компьютерная игра Завулона; заключение Договора через голову прохожего; сцена с пенсионером, который возвращает украденное; сумрачное "отражение" метро на мосту с воронкой. И еще много всего.

Еще - заклепка, падающая в кружку с кофе. Но это уже абсолютно "вачовский" ход. Тут я не знаю, что сказать; Сергей в свое время написал про вторую "Матрицу" хулительный отзыв, ИМХО, безобразный совершенно - из него следовало, что он просто не понял, о чем фильм. Почему в результате Тимур Бекмамбетов снял во многом "матричный" фильм - я не знаю. Визуальные "путешествия" по проводам звонка, внутренностям автомобиля, механизмам лифта, абсолютно нефункциональные сюжетно, но очень красивые и стильные - это все-таки реверанс в сторону братьев Вачовски. Сцена с излечением Антона Гесером очень напоминает сцену исцеления Нео из первой "Матрицы". Взрывающаяся ТЭЦ - взрывающуюся ТЭЦ из второй "Матрицы". И, конечно, вороны; сравните ворон в воронке и ворон вокруг агента Смита. Кармический бумеранг? :)))

Это никоим образом не претензия. Я отдаю себе отчет в том, что взрывающиеся электростанции, кружащиеся над героями вороны, схватки в замедленном времени и города, в которых от перебоев с электричеством гаснут даже фары машин, есть кинематографические архетипы, конвенции жанра, вроде способности инопланетянок рожать детей от землян в фантастике 30-х годов. Сюда же и аналитик дозора - вылитый Биркофф из сериала "Никита". Сюда же отсылка к средневековой битве - привет "Underworld" и еще дюжине фильмов. Я не знаю, можно ли было вообще сделать "Ночной дозор" оригинальным в плане эстетики. Вероятнее всего - нет. Зато - красиво :)

Из диссонансов: вампир в исполнении Ильи Лагутенко не летает (а Илья говорил, что он "летает немного"); он отражается в зеркале; не видно ни одного фантаста. Видимо, все это будет в сериале ;)

Еще сильно резанула по глазам фотка голой бабы в машине "Горсвета". Это нынче Свет такой пошел? :)))

И это все о том же: да, как нарратив фильм хорош. Но :) Он ни разу не о "борьбе добра и зла". Там в конце пафосный голос за кадром произносит слова о том, что "пока живы те, кто верят в Свет, битва добра и зла продолжается" или как-то так; при этом в кадре - обезумевший Антон, избивающий Завулона при сыне; ясно, что сочетание незряшное. Может быть, по все той же причине Антон фильма так отличается от Антона книги. В книге Светлые - номинально светлы и реально пытаются быть таковыми. А кинематографическая "техника" "Ночного дозора" - вполне в русле фильмов Брашинского, Мурзенко, в духе "Антикиллера": я бы назвал этот жанр "нуар а-ля рюс". Ощущения попытки "рывка в свет" тут нет, скорее, они "просто делают свою работу".

В романе Лукьяненко эффектно разбивает идолов абстрактного "добра" - но взамен не дает почти ничего. Ясно же, что никакого "равновесия" между добротой и злобой не существует, "даже если бы в мире совсем не было добра, зло не перестало бы быть злом", как сказал Честертон. Может быть, к такому выводу читатель должен придти сам. Но как только ты это понимаешь - ты осознаешь искусственность "Ночного дозора" с продолжениями. Может быть, одной книги о том, что мы часто путаем реальную этику и этические символы-жесты, было бы довольно? :)

Фильм же - чуть другой, более темный и "реалистичный". И тут Сергей Лукьяненко и Тимур Бекмамбетов взяли на себя нехилую моральную ответственность. Потому что если зритель-подросток решит, что описанный "Свет" и есть вся доброта мира, и на фиг такую доброту тогда, потому что "вы хуже, вы врете" - это будет хана.

Нужна альтернатива; "мир погружен во тьму, именно поэтому мы - ищем свет". Светлана? Да, безусловно. Когда бы на эпизоде с избавлением от воронки через прощение себя был сделан достаточный акцент...

И если вы мне скажете, что фильм не должен никого ничему учить, я скажу, что все, что мы видим, нас так или иначе чему-то учит, и закрывать на это глаза или нет - личное дело каждого :)

А Костя Мурзенко в эпизоде - это высокий класс :)))
Subscribe

  • Занимательное дронтоведение

    Я небогат, и мне не стыдно, Одет кондово, без затей, Меня старательно не видно В эпоху голых королей. Я копошусь в своем болоте, Его возделываю, но…

  • Ок, манифест

    Раз бумер с зумером спознались теплохладно. И что ж? в их детище сплелися две идеи! Потомок бумера желал пороть нещадно, А отпрыск зумера - порол…

  • W.B.Y. & Е.П.Б.

    Он ей говорит: «Ах, мадам Елена, Коль ваши махатмы правы, Ничто на земле не тленно, Ни львы, ни орлы, ни тельцы, ни люди; Зачем вырываться тогда из…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments

  • Занимательное дронтоведение

    Я небогат, и мне не стыдно, Одет кондово, без затей, Меня старательно не видно В эпоху голых королей. Я копошусь в своем болоте, Его возделываю, но…

  • Ок, манифест

    Раз бумер с зумером спознались теплохладно. И что ж? в их детище сплелися две идеи! Потомок бумера желал пороть нещадно, А отпрыск зумера - порол…

  • W.B.Y. & Е.П.Б.

    Он ей говорит: «Ах, мадам Елена, Коль ваши махатмы правы, Ничто на земле не тленно, Ни львы, ни орлы, ни тельцы, ни люди; Зачем вырываться тогда из…