Angels Don't Speak Chinese (angels_chinese) wrote,
Angels Don't Speak Chinese
angels_chinese

Утреннее

Славное утро. Даже с учетом обычного всёнеуспевания. Мы работаем над этим.

***

Говорили тут с hizentli_green про Пелевина. Выяснилось, что по "Омону Ра" пишут тесты на филфаке. Вот это удивительное чувство: я-то помню, как, весь трепеща, читал особый номер "Знание-сила" (кажется, № 9 за 1991 год), в котором редакция дала сразу и блистательное "Откровение Крегера", и "Луноход", отрывок из "Омона Ра" про реинкарнацию (по-моему, лучший отрывок из этой повести), и первую часть "Песни для Лейбовица" Уолтера Миллера-мл. (кстати, увидел тут, что АБС упоминают "Гимн по Лейбовицу" в черновиках к "ОЗ" - это значит, читали в оригинале задолго до), и там же были отрывки из "Гёделя, Эшера, Баха" Хофштадтера, и - заодно - Апокалипсис с комментариями о. Александра Меня (единство фантастики, религии и науки, мне лично вовсе не казавшееся странным - наоборот, все эти тексты изящно дополняли друг друга). И вот проходит не так уж много лет - и то, что ты читал в момент выхода, когда Пелевин был еще практически никто и звать никак, уже проходят в универе.

***

Искал вчера какие-то книжки и случайно скачал "To the Finland Station" Эдмунда Уилсона, ключевое исследование истории марксизма-коммунизма. Вселенная что-то хочет мне сказать, кажется.

***

В "Хорошем немце" Кэнона дошел до сцены суда над грайфером Ренатой и почти не смог читать. Может быть, еще напишу что-то по этому поводу. Может быть, нет. Кэнон заостряет и без того амбивалентные моральные конфликты жителей рейха до невозможности. Ставишь себя на место любого героя - и упираешься в такую глухую стену, что просто жуть.

***

Вчера между делом развил теорию о том, что бухгалтерия - это учение о гомеостазе системы, применимое далеко не только к финансовому учету. В каждой шутке есть доля правды. Хотя неподготовленный человек, видимо, не поверит, что сочинение стихотворения в принципе ничем не отличается от сведения баланса - работают те же самые механизмы, только в другой знаковой системе. Работает, по большому счету, закон Ломоносова-Лавуазье. Я даже рискну сказать, что любой хороший текст можно рассматривать как закрытую гомеостатическую систему, и он тем лучше, чем сложнее (и, следовательно, более филигранно уравновешена) эта система. Простые системы нас не берут - "у нас только д-дубли простые". Сложные неуравновешенные - оставляют ощущение неправильности. Насчет равновесия, компенсаторного механизма и суммарного уровня сложности я что-то понял на семинаре Лина Лобарева по фантпоэзии на Фантассамблее, даже пытался сказать, но не уверен, что смог. Это как закон сохранения механической энергии. Скажем, стихотворение изначально обладает какой-то (условно) энергией, которая вкладывается в него автором. Можно написать сложное по форме стихотворение о простом, можно простое по форме стихотворение о сложном: форма и мессидж, как кинетическая и потенциальная энерия, вместе дают некую величину, и не так уж важно, чего больше, а чего меньше. Это самое общее наблюдение. Уравновешенность отдельных элементов текста - посложнее будет, и я не уверен, что об этом вообще надо думать :)
Subscribe

  • Занимательное дронтоведение

    Я небогат, и мне не стыдно, Одет кондово, без затей, Меня старательно не видно В эпоху голых королей. Я копошусь в своем болоте, Его возделываю, но…

  • Ок, манифест

    Раз бумер с зумером спознались теплохладно. И что ж? в их детище сплелися две идеи! Потомок бумера желал пороть нещадно, А отпрыск зумера - порол…

  • W.B.Y. & Е.П.Б.

    Он ей говорит: «Ах, мадам Елена, Коль ваши махатмы правы, Ничто на земле не тленно, Ни львы, ни орлы, ни тельцы, ни люди; Зачем вырываться тогда из…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments