Angels Don't Speak Chinese (angels_chinese) wrote,
Angels Don't Speak Chinese
angels_chinese

Categories:
  • Music:

"Облачный атлас" как гексаграмма

Я уже говорил, что шесть историй "Облачного атласа" вполне можно трактовать как шесть черт гексаграммы, которые, с одной стороны, последовательны, а с другой, олицетворяют собой определенные этапы некоего процесса. Процессы разные ("Книга Перемен", как известно, насчитывает 64 типа процессов), а этапы одинаковые. По Юлиану Константиновичу Щуцкому, опиравшемуся на комментаторов Вань И, Ван Би и Ито Тогай:

первая черта - начало процесса, когда он еще толком не выявлен (в "Атласе" это история нотариуса, который только-только осознает необходимость бороться с мировым фашизмом);

вторая - апогей внутреннего развития (история композитора, который борется пока только против собственного "рабства", создавая попутно секстет для оркестра "Облачный атлас");

третья - кризис перехода от внутреннего к внешнему, что всегда влечет за собой опасность (история журналистки, которая едва не гибнет, но выводит на чистую воду нефтяников);

четвертая - начало проявления процесса вовне, "столь же мало типична, сколь и первая" (история издателя, который вырывается из дома престарелых, история, несмотря на реперкуссии в виде книги и ее экранизации, такая же частная, как и первая);

пятая - апогей внешнего развития (история девушки-фабриката Сонми-451, которая стала мессией будущего);

шестая - завершение или переразвитие процесса (история жителя постъядерных Гавайских островов, помогающего дать сигнал земным колониям, чтобы они спасли оставшихся в живых).

"Книгу Перемен" можно считать древнекитайской мистикой, но вообще-то делать этого не следует, потому что, если посмотреть внимательно, шесть этапов тут - это никакая не мистика, а простая логика развития ситуации. Кроме того, на Западе усилиями Джеймса Легга и Рихарда Вильгельма "И Цзин" также заняла свое место в культуре. Так что гипотеза, изложенная ниже, я считаю, имеет право на существование.

На днях я сводил на "Облачный атлас" маму, мы в целом сошлись в выводах, я изложил свою теорию насчет гексаграммы, и мама (вот что значит технарь) спросила: а что это за гексаграмма? Я сказал что-то в том роде, что неважно, но уже понял, что вопрос не праздный. Гексаграмма состоит из шести черт, каждая из которых может быть либо чертой "ян", либо чертой "инь". "Ян" (по Щуцкому) есть "активное состояние, свет, напряжение", инь - "пассивное состояние, тьма, податливость". Истории между тем раскладываются на те, у которых финал счастливый, и те, что наоборот:

1) избавление от верной гибели;
2) самоубийство;
3) предотвращение катастрофы;
4) спасение из дома призрения;
5) казнь;
6) спасение с Земли.

Такую структуру (АБААБА) имеют две гексаграммы - 29-я и 30-я. И по логике стоило бы предположить, что мы имеем дело с гексаграммой номер 30, "Сияние", со структурой "ян-инь-ян-ян-инь-ян", где "ян" - хэппи-энд, а "инь" - наоборот. Но только "Сияние" сюда не подходит, а подходит гексаграмма номер 29 - самая жуткая гексаграмма во всей "Книге Перемен", "Си кань", "Двойная бездна", в переводе Вильгельма - "Abysmal". Ее структура - "инь-ян-инь-инь-ян-инь". И подходит она вот почему: все счастливые финалы в "Атласе" по сути, как ни парадоксально, связаны в глобальном масштабе с пассивностью, которая равна поражению. Каждая предыдущая история передает что-то последующей, но то, что передается, по большому счету не оказывает на общую ситуацию никакого особого влияния. Композитор читает дневник нотариуса - но этот дневник полузабыт, и вторая его часть подпирает ножку кровати Вивиана Эйрса; журналистка читает письма композитора его любовнику Сиксмиту - но эти письма так и остаются частными письмами; издатель читает рукопись, в которой излагаются приключения журналистки, - но это будет максимум еще один детективный роман; Сонми смотрит фильм по книге издателя - но, судя по ситуации в Нео-Сеуле, этот фильм никого особо не просветлил; Закри верит в Сонми как в Бога, и это единственное исключение, подтверждающее правило, - лично Закри все равно идет своим путем.

Между тем трагические финалы второй и пятой историй - это единственные финалы, которые дают нечто всему миру, а не только участникам конкретной кармической ситуации. Композитор оставляет после себя секстет "Облачный атлас", который поют и в Нео-Сеуле; Сонми оставляет после себя религию вселенского масштаба. Эти две истории - "янские", остальные - "иньские".

Это все можно было бы считать досужими рассуждениями, если бы не мотив падения и вознесения, который появляется в книге во всех шести историях, что и отмечено критиками. Нотариус падает в расщелину у кратера вулкана; композитор прыгает из окна гостиницы; журналистка падает в машине с моста; на глазах издателя выбрасывают из окна критика; Сонми-451, наоборот, "возносится" из своего подземного ресторана; Закри и Мероним поднимаются на гору и спускаются с нее, причем дьявол искушает Закри сбросить Мероним в бездну. Что как нельзя лучше подходит "Двойной бездне", мне кажется.

Ну или пусть это будет вчитывание смысла и фантазия на тему. В следующий раз увижу Митчелла - спрошу, имел ли он все это в виду. Жаль, когда я случайно заявился в книжный, где он встречался с десятком читателей, я еще ничего про "Облачный атлас" не знал.
Subscribe

  • Занимательное дронтоведение

    Я небогат, и мне не стыдно, Одет кондово, без затей, Меня старательно не видно В эпоху голых королей. Я копошусь в своем болоте, Его возделываю, но…

  • Ок, манифест

    Раз бумер с зумером спознались теплохладно. И что ж? в их детище сплелися две идеи! Потомок бумера желал пороть нещадно, А отпрыск зумера - порол…

  • W.B.Y. & Е.П.Б.

    Он ей говорит: «Ах, мадам Елена, Коль ваши махатмы правы, Ничто на земле не тленно, Ни львы, ни орлы, ни тельцы, ни люди; Зачем вырываться тогда из…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 59 comments

  • Занимательное дронтоведение

    Я небогат, и мне не стыдно, Одет кондово, без затей, Меня старательно не видно В эпоху голых королей. Я копошусь в своем болоте, Его возделываю, но…

  • Ок, манифест

    Раз бумер с зумером спознались теплохладно. И что ж? в их детище сплелися две идеи! Потомок бумера желал пороть нещадно, А отпрыск зумера - порол…

  • W.B.Y. & Е.П.Б.

    Он ей говорит: «Ах, мадам Елена, Коль ваши махатмы правы, Ничто на земле не тленно, Ни львы, ни орлы, ни тельцы, ни люди; Зачем вырываться тогда из…