Angels Don't Speak Chinese (angels_chinese) wrote,
Angels Don't Speak Chinese
angels_chinese

Categories:

"Лонгфорд"

Посмотрел британский телефильм "Лонгфорд" (2006). Нашел я его после "Облачного атласа", резко заинтересовавшись актером Джимом Бродбентом, который в "Атласе" играл капитана корабля, старого композитора, издателя и так далее. Бродбент - актер гениальный, и за "Лонгофорда" он получил премию BAFTA, но суть не в этом.



"Лонгфорд" - реальная история про Фрэнка Пэкенхэма, лорда Лонгфорда, члена Палаты лордов, бывшего члена кабинета министров, ирландского аристократа, лейбориста, истого христианина, перешедшего в католицизм, автора нескольких книг, отца, между прочим, восьмерых детей (среди которых - романистки Антония Фрейзер и Рейчел Биллингтон, историк Томас Пэкенхэм, поэтесса Джудит Казанцис; я сам удивился, когда увидел эту россыпь имен), и Майры Хиндли, самой известной британской женщины-убийцы прошлого века.

Этот фильм стоит смотреть каждому, я думаю, но особо стоит его смотреть христианам. Потому что в "Лонгфорде" есть вопросы, которые затрагивают самую суть христианства. Самую-самую суть.

To make a long story short: лорд Лонгфорд (1905-2001) с 1930-х годов посещал британских заключенных. Будучи реально христианином, он считал, что должен в меру сил и возможностей помогать ближнему своему, особенно тому, который оступился. В конце 1960-х годов ему прислала письмо Майра Хиндли, женщина, которая вместе со своим сожителем Иэном Брэйди заманила и убила трех (как тогда считалось) детей. Я не буду пересказывать эту страшную историю, детали есть в Википедии; поверьте, там все было ОЧЕНЬ плохо. От петли убийц спасла только отмена смертной казни. Обоим дали пожизненное.

Лонгфорд едет в тюрьму к Майре Хиндли - и видит, что та, по всей видимости, раскаивается. А Майра Хиндли, скорее всего, просто очень хочет на свободу, благо "пожизненное" - это, как правило, досрочное освобождение. Она говорит, что исправилась, начинает посещать церковь (она тоже католичка, что Лонгфорда подкупает), исповедуется, ведет себя примерно, хвалит лордову автобиографию. Лонгфорд, впрочем, на лесть не ведется. Возможно, Майра его несколько очаровывает, но дело, видимо, в другом.

Дальше (это реальная история) Лонгфорд начинает кампанию за то, чтобы Майру освободили досрочно. Вся страна на ушах. Как сообщает Лонгфорду убийца Иэн Брэйди (его тоже гениально играет Энди Серкис, почетный Горлум нашего городка), "половина страны считает вас мерзавцем, другая половина - дураком". Это правда. Ему присылают письмо "сука должна гнить в аду" и кассету с записью, которую сделал в свое время Брэйди, - там слышно, как Майра издевается над ребенком (запись фигурировала на суде в качестве улики). Жена лорда - и та против; доходит до того, что Лонгфорд временно отступается, переключается на борьбу с порнографией, едет в турне по голландским секс-клубам с целью выяснить особенности этой индустрии (и зарабатывает кличку Lord Porn). Тут Майра бежит из тюрьмы со своей любовницей-охранницей, их ловят, Лонгфорд опять едет к ней, Майра говорит, что хотела бежать в Бразилию, чтобы творить добро, а тут...

И все заверте по новой. Благо, жена лорда, прочитав их с Майрой переписку, резко меняет мнение и просит мужа во что бы то ни стало добиться освобождения этой женщины. Лонгфорд спрашивает Майру, не утаила ли та от него что-то, ведь он собирается поставить на карту свою репутацию. Нет, говорит Майра. Лонгфорд разворачивается вовсю: ток-шоу, интервью, выступления в Палате лордов, где угодно. Пресса называет его Lord Wrongford. Его все это, кажется, лишь подзадоривает. Но когда министр внутренних дел соглашается дать Майре шанс и рассмотреть ее просьбу о досрочном освобождении, Брэйди рассказывает СМИ о еще двух убийствах. Майра спешит дать показания. Полиция раскапывает трупы. Лонгфорд... ну, вы понимаете.

В фильме есть сцена, в которой Лонгфорд приходит в тюрьму, чтобы сообщить Майре хорошие вести насчет досрочного, а та говорит, что рассказала полиции об убийствах, которые они с Брэйди в свое время утаили. "А как же ваша исповедь? Она тоже была лжива?" - спрашивает Лонгфорд. И когда Майра уходит, он сидит раздавленный полностью, абсолютно весь. Он-то в нее поверил, а она врала, чтобы его использовать. Его репутации конец. Страна его ненавидит или над ним смеется. Майра его предала. Финита.

Лонгфорд приходит домой и впервые слушает ту самую пленку.

А вот дальше - самое главное. Много лет спустя на радио, рассказывая о своей книге "Святые", Лонгфорд говорит, что его идеалом всегда был святой Дисмас, разбойник, висевший на кресте рядом с Иисусом: это чудо, что можно всю жизнь творить зло - и силой раскаяния стать святым. Тут начинаешь понимать, что двигало Лонгфордом в истории с Майрой Хиндли; пример чего он, собственно, искал по тюрьмам. И когда лорда спрашивают, сожалеет ли он о том, что защищал эту убийцу, он говорит (я процитирую по памяти): "Ничуть, потому что это было одно из главных духовных событий моей жизни. Я всегда стремился углублять свою веру, а краеугольный камень моей веры - это прощение. Я хочу поступать как христианин: ненавидеть грехи и любить грешника". После чего диджей с благоговейным ужасом спрашивает: "Но ведь она вас предала?" На что Лонгфорд говорит: "Да, в этом есть доля истины. И это было нелегко, но..."

Но.

Раскаялась или нет Майра Хиндли - это дела ее и Бога (она умерла от эмфиземы в тюрьме). И в чем ошибся Лонгфорд - тоже понятно: когда преступление настолько ужасно, раскаяние, вообще говоря, должно влечь за собой не стремление выйти на волю, а согласие с наказанием. Лорд был, безусловно, жутко наивен. Местами и вовсе дурак. Но.

Вот Лонгфорд - с невосстановимой репутацией, поверивший в эту женщину, обманутый ею, лицом к лицу с ее жуткими преступлениями, слушающий пленку с кошмарной записью, - вот христианин Лонгфорд: сможет ли он возлюбить Майру Хиндли теперь? Не отпустить ей грехи - это не его прерогатива. Нет; просто - сможет ли он не держать на нее зла, искренне желать ей добра, искренне молиться за нее? Да, христианство требует от человека невозможного. Способен ли он на невозможное?

И это только кажется, что ситуация чрезвычайная. На деле у каждого из нас таких мелких, да и крупных ситуаций - десятки и сотни. "Но во мне слишком много зла, не прощаемого врагам", как пел Арбенин. Отсюда - вопросы к себе, и честнее, как лорд, от них не отворачиваться. А пути только два. Либо меньше зла, либо больше.

"Лонгфорд" - об этом. Это прекрасный фильм. И, в общем-то, о самом главном.
Subscribe

  • Занимательное дронтоведение

    Я небогат, и мне не стыдно, Одет кондово, без затей, Меня старательно не видно В эпоху голых королей. Я копошусь в своем болоте, Его возделываю, но…

  • Ок, манифест

    Раз бумер с зумером спознались теплохладно. И что ж? в их детище сплелися две идеи! Потомок бумера желал пороть нещадно, А отпрыск зумера - порол…

  • W.B.Y. & Е.П.Б.

    Он ей говорит: «Ах, мадам Елена, Коль ваши махатмы правы, Ничто на земле не тленно, Ни львы, ни орлы, ни тельцы, ни люди; Зачем вырываться тогда из…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments