Вот, кстати, проблема, которую я не очень могу решить. Само собой, я согласен с тем, что актер не обязан разделять мировоззрение персонажа, быть в моральном аспекте равным ему или лучше его; актер может быть "мутным типом, но величайшим актером", как сказала Катрин Денёв про Депардье. Мне тут напомнили то, что я пропустил: как Депардье летел в самолете и во время взлета захотел в туалет, а когда ему сказали, что надо потерпеть, пока самолет не взлетит, пописал у всех на виду в бутылку. А та возьми и переполнись. "Как сказано у классика: вам - везде". Ну да что я все о Депардье. Пусть будет здоров.
Самое-самое интересное вот что: любой фильм, любая книга, любая пьеса существуют лишь в моральной системе координат. "Низшие жанры" - просто-таки по определению. Ни один детектив не был бы написан, если бы не не существовала проблема отличения добра от зла. Фантастика, слава Небу, тоже, как правило, об этом (и вообще см. знаменитую статью Честертона о нравственности комикса). Классика - вся та, которую перечислил Депардье в интервью Первому каналу, то бишь Пушкин, Толстой, Достоевский, Булгакофф, - тоже вся о морали и нравственности. Набоков в автоинтервью говорил, что он не пестроперая птичка, а суровый гонитель греха. Нас поражают вещи, в которых автор сумел показать привлекательным какого-нибудь явного негодяя, - но это как раз исключения, подтверждающие правило: тут не было бы ничего поразительного, если бы такая концепция не шла вразрез с нашим (имманентным, не побоюсь этого слова) представлением о мире. Что логично, потому что люди только в морально-нравственной системе координат и действуют. Был такой американский философ Роберт Пирсиг, который считал, что мир состоит из моральных ценностей. Это не система типа "либо черное, либо белое", не всегда можно сказать, "охотник и заяц - кто прав, кто не прав", но сами по себе вопросы - это главные вопросы искусства ever.
Ну вот. А раз так, значит, любая роль - это роль в том числе и главным образом в этой самой моральной системе координат. И актер, чтобы сыграть эту роль, должен войти в образ - то есть прочувствовать в том числе и мораль ситуации. И, выходит, он сам должен эту систему понимать. И осознавать свое в ней место.
Но на практике это совершенно не обязательно. И через какие внутренние компромиссы достигается такая практика? Нет ответа.