Angels Don't Speak Chinese (angels_chinese) wrote,
Angels Don't Speak Chinese
angels_chinese

Category:

Артемий Троицкий: не сноб, не пофигист, не циник

[Обещанное интервью.]

На плакате, извещавшем о проведении дискотеки "Русские плясовые галлюцинации", над лицом Артемия Троицкого практически нимбом висели малабарские слова: "Только для нормальных людей!"

Троицкий - фигура противоречивая и в музыкальном мире легендарная. Учась в девятом классе советской школы, он в сочинении разбирал "Преступление и наказание" с позиций дзен-буддизма. Проводил дискотеки в Праге (это в начале семидесятых!), косил от армии, организовывал подпольные рок-концерты, написал и издал на Западе книгу про русский рок, работал одно время редактором российского "Плейбоя", вел телепередачу "Кафе Обломов"...

Ныне Артемий Троицкий - радиоведущий, а также - по зову души - русский галлюциногенный ди-джей. Он по-прежнему не скупится на провокационные высказывания: "Я антигосударственник. Я противник государства во всех его проявления. Я никогда, в том числе и сейчас, практически никак от него не завишу... Мне всегда было интересно быть одному, идти своей дорожкой без каких бы то ни было шеренг, колонн вокруг меня".

Джага-джага против корпоративных ценностей

- «Русские плясовые галлюцинации» - это что такое?


- Это дискотека, на которой люди танцуют под самую разную музыку. Меня попросили по телефону сочинить какой-то слоган, времени думать не было, и я вспомнил хорошую формулу Пети Мамонова, который говорил, что песни группы "ЗВУКИ МУ" - это русские народные галлюцинации. Я просто сплагиатировал эту формулировку.

- Между тем, что звучит на вашей дискотеке, "ЛАСКОВЫМ МАЕМ", к примеру, и музыкой "ЗВУКИ МУ" - большая разница...

- Да, но галлюциногенность у них примерно одинаковая. "ЛАСКОВЫЙ МАЙ", я считаю, была самая галлюциногенная группа в России.

- Как вы подбирали музыку для дискотеки?

- Я руководствовался своим собственным вкусом и какой-то интуицией. Главное - чтобы под каждую песню можно было танцевать. На дискотеках все-таки надо танцевать. Поэтому, скажем, группы "ЗВУКИ МУ" в программе не будет - они никогда не умели играть ритмично, а компьютерами, к сожалению, не пользовались.

- Обещанная Аида Ведищева будет?

- Будет "Песенка о медведях" обязательно, и Муслим Магомаев будет. Много всего смешного будет, я даже нашел у себя одну малабарскую песню - кажется, "Летку-енку" в исполнении Велло Оруметса.

- Вы как-то сказали, что не хотите быть музыкальным расистом в том смысле, что не чужды поп-музыке...

- Абсолютно точно. Это не всегда было так, когда я был куда моложе, я, конечно, был настоящим фанатиком рока, и у меня были всякие теории на этот счет. Став немного постарше и послушав много хорошей музыки, я понял, что музыка делится не столько по жанрам, сколько по тому, талантливая она или нет. Каждый человек определяет границу сам. Очень может быть, что мои границы такие, что многие с ними не согласятся. Я действительно искренне считаю, что абсолютно во всех жанрах, в том числе во всеми презираемом жанре попсы могут быть свои талантливые представители.

- Например?

- Например, мне очень нравится песня "Мой мармеладный" в исполнении Кати Лель.

- Это которая "джага-джага"? Она вам нравится просто так или по приколу?

- Она мне нравится как очень эффективная попсовая песня. Если бы Катя Лель с этой песней выступила на конкурсе "Евровидение", она вполне могла бы выиграть.

- В России эволюция рок-музыки и поп-музыки вообще как-то отличается от западного варианта?

- Я думаю, то, что происходит в России и то, что происходит на Западе, - это развитие одной и той же истории. Меня эта эволюция или, скорее, деградация, де-эволюция не радует, потому что я больше люблю артистов, чем продюсеров, и не люблю продюсерский попс. А что является продуктом этого попса - Бритни Спирз, или "'N SYNC", или "ИВАНУШКИ INTERNATIONAL", или "Фабрика звезд", - это не так важно. Все это - приоритет корпоративных ценностей над художественными ценностями.

Приговоренные к клубам

- В России есть много непродюсерских групп и исполнителей - Ольга Арефьева, Умка и "БРОНЕВИЧОК", "ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ", - которые популярны, но в узких кругах...


- У нас, как и во всем мире, сцена расслоена на несколько уровней. Если говорить об Оле Арефьевой, Умке и большом количестве наших так называемых альтернативных и андеграундовых групп, то у них просто нет шансов пробиться в эфир - ни на радио, ни на телевидение. Они к этому не слишком и стремятся.

- Это фатально?

- Я боюсь, что да, но каждый артист должен выбирать. Если артист остается верен самому себе и не идет на какие-либо компромиссы, он приговорен к тому, чтобы оставаться в клубах и не выходить на более широкую аудиторию. Хочет выйти на эту аудиторию - надо приспосабливаться к требованиям, которые выдвигаются на этом уровне. Очень немногие группы смогли пробить барьер без компромиссов. Пример "ЛЕНИНГРАДА" для России в этом смысле уникален.

- Означают ли ваши слова, что Земфира и "НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ" пошли на компромиссы?

- И Земфира, и "СНАЙПЕРЫ" изначально работали в стиле, который был приемлем как минимум для радио. Если говорить о телевидении... если бы эти артисты не стали настолько монументально популярны в стране, их бы туда не пустили. Телевидение слегка прогнулось под их популярностью. И то - их на телевидении почти нет.

- А дух андеграунда сохраняется - или все уже загнулось?

- Я думаю, дух андеграунда имеется, и у него имеется питательная среда - это клубы. В Москве очень много клубов, столько, что я не все даже по названиям знаю. Там этот дух жив. Современный андеграунд - это не только рок, это и, скажем, электронная музыка со своими клубами. Так же, как подпольный рок, она отчуждена от средств массовой информации. Эта сцена для меня интереснее, чем сегодняшняя рок-сцена просто потому, что она моложе.

- А "АКВАРИУМ" вам все еще интересен?

- Я бы сказал так... я с искренним уважением отношусь ко многим нашим старым рок-группам. Это касается и "АКВАРИУМА", и "ДДТ", и "ТЕЛЕВИЗОРА", и даже "МАШИНЫ ВРЕМЕНИ". На их концерты я почти не хожу, но слушаю их новые записи - и меня восхищает то, что все эти люди, казалось бы, давно уже сказавшие все, что они хотели сказать, по-прежнему сочиняют хорошие песни. Они талантливые люди - и Гребенщиков, и Шевчук, и Макаревич. Хотя ко мне они относятся как к снобу, мой снобизм имеет границы.

Между Ларри Флинтом и писателем XIX века

- Вас часто классифицируют как "музыкального критика". Это главная ваша ипостась?


- Сложно сказать. Я всегда занимался тем, что мне интересно. Боюсь, именно как музыкальный критик я очень пассивен в последнее время, потому что мне надоело писать о музыке. Хоть это, может, кому-то и нужно, но для меня личные мотивации важнее отклика аудитории. Мне куда интереснее делать радиопередачи, когда я почти ничего не говорю и самовыражаюсь засчет чужой музыки, которая мне ужасно нравится и которой я хочу поделиться с другими. Это интереснее, чем писать одни и те же слова снова и снова.

- А есть какие-то вещи, которые вы делаете, потому что должны их делать?

- Серьезный вопрос... Боюсь, что ответить я не могу. Я ответственный человек, чувство долга мне присуще, я не пофигист и не циник, как многие считают. Но, наверное, я бессознательно стараюсь приспособить свое чувство долга к чувству личного интереса - и к чувству кайфа.

- Когда вы были редактором "Плейбоя", не боязно было смотреть фильм "Народ против Ларри Флинта"?

- Я посмотрел этот фильм уже после того, как сбежал из "Плейбоя" - мне эта работа надоела, глава закончилась сама собою. Если бы я посмотрел фильм до того, я бы сбежал на пару месяцев раньше.

- Вы все еще с опаской пользуетесь компьютером?

- У меня была сильная аллергия в отношении компьютеров - я в Англии писал свою вторую книгу сразу на английском и на компьютере, и однажды в силу какого-то технического глюка компьютер сожрал несколько глав этой книги. И я надолго проникся к компьютерам сильной ненавистью. Сейчас я работаю только в Интернете, с электронной почтой, а пишу до сих пор от руки, как писатели XIX века.

- После Беслана почти у каждого деятеля искусства в России есть свое видение проблемы. У вас свое - есть?

- Самое страшное и самое беспросветное здесь то, что наши власти во главе с президентом занимают абсолютно неадекватную позицию. Они тупы, уперты и лживы. Это просто убивает. Я был бы рад поддержать и российское государство, и президента в борьбе с этой гнусной бесчеловечной вещью - но я вижу, что они делают все не то и все время врут. Потому я их не поддерживаю.

- "А другого президента у нас нет", - говорят многие...

- Это популярная точка зрения. Но если бы он хоть что-то делал правильно... Я не могу поддерживать пожарника, который огонь заливает керосином. Это просто глупо.

- Может случиться так, что музыканты пойдут на улицы против власти?

- Я бы очень хотел, чтобы это произошло. Если это произойдет, я готов быть в первом ряду и первым попасть под милицейские дубинки.
Subscribe

  • Фанфик

    На очень далекой планете свой коротает век ослепший, оглохший, обесчувствленный человек, связанный с миром через черные провода, и в голове его -…

  • Коан окна

    Тиха, темна моя обитель, как ночь темна. Влетает ангел-истребитель в коан окна, и бьет меня своей любовью двенадцать раз по циферблату изголовья сей…

  • Звуки железной дороги

    В небе сияет прямоугольно луна поворотного крана. Я пью чай в два часа ночи, не отрывая глаз от экрана. Когда засыпаешь, бывают слышны звуки железной…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments