Angels Don't Speak Chinese (angels_chinese) wrote,
Angels Don't Speak Chinese
angels_chinese

Categories:

Отель "Гранд-Будапешт"

Только одно скажу: этот фильм - сильнейший аргумент в пользу перевоплощений. Иначе никак невозможно понять, отчего 45-летний американский режиссер родом из Хьюстона, штат Техас, вздумал снять совершенно роскошное кино про то, как в 1930-х умерла прежняя, габсбургская, космополитическая Европа - и народилось взамен нечто чудовищное. Я понимаю, что Уэс Андерсон вдохновлялся Стефаном Цвейгом. Но покажите мне, например, россиянина, который с такой же душой снял бы что-то про Америку, или Германию, или Японию. (Окей, Арабов-Сокуров. Исключение, подтверждающее правило, - Андерсон ведь анти-Сокуров, и анти-Герман, слава богу.)

И тут дело не в народившемся чудовищном, про него мы и так слишком много знаем, а в ушедшем "вчерашнем мире" Цвейга, в Европе, где можно было жить еще человеком, а не национальностью; в Европе, у которой, если бы не Первая мировая, был шанс; в Европе, которая умирала в 1930-х. И вот этот типа жеманный надушенный геронтофил, а на деле добрый славный малый (не без тараканов в голове, но зато с ним можно пойти в разведку) мсье Гюстав Х. и его Братство скрещенных ключей - это и есть та норма, та истина, от которой мы чудовищно отклонились. Но Андерсону мало это констатировать, он еще и показывает, как мы можем вернуться к прежней истине на новом витке. Как мы к ней неизбежно вернемся. И сам фильм - это ведь точно такая же книга, которую читает девочка у памятника. Удивительно, правда? Но никак иначе мировая история и не работает, и только для этого и нужно искусство - чтобы доставить чью-то любовь по времени от адресата Икс к адресату Игрек. (А иногда - от адресата Икс к адресату Икс. Но тс-с-с, я и так уже слишком много сказал.)

И вот я думаю, что "Отель "Гранд-Будапешт"" - именно об этом: о возвращении утраченного, а главное, о том, что именно было утрачено и должно, обязано вернуться. Хотя, само собой разумеется, это просто авантюрная история в духе Пинчона (как зовут героиню Тильды Суинтон? ага, Дегофф-унд-Таксис) про вымышленную восточноевропейскую страну Зубровка и приключения ее обитателей в далеком 1932 году. И вот скажите мне: как, КАК 45-летнему уроженцу Хьюстона, штат Техас, вообще могло прийти в голову нечто подобное?
Subscribe

  • Lord I'm One Lord I'm Two

    Я найду в краю невзгод самый быстрый звездолет и на нем умчусь в чернеющий зенит. Эта мертвенная даль растворит мою печаль, всё уймет, но ничего не…

  • Мэрион Бернстайн "Сон"

    [Мэрион Бернстайн (1846-1906) – дочь немецкого еврея, эмигрировавшего в Лондон, и англиканской матери. Отец рано прогорел и умер, когда Мэрион было…

  • Владимир Набоков - "Плач Человека Завтрашнего Дня"

    Мои очки, признаться, неизбежность: когда суперглаза Ей дарят нежность, я вижу печень с легкими – зловеще они морскими тварями трепещут средь матовых…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment