Angels Don't Speak Chinese (angels_chinese) wrote,
Angels Don't Speak Chinese
angels_chinese

Поступок как опора

Хочу поговорить про одну фишку из романа Алексея Иванова "Географ глобус пропил". (Я и книгу прочел, и фильм посмотрел, и с режиссером Велединским пообщался.) Есть там нечто, что мне странно. Не "странно и неприятно" или там "странно и удивительно", а просто странно.

И это вот какая штука: герой романа Виктор Сергеевич Служкин в какой-то момент совершает некий поступок. Не будем спойлерить, но это, в общем, хороший такой поступок. Мощный. Требующий усилия. И он его совершает - а потом думает примерно следующее:

И теперь у меня есть этот козырь, этот факт, этот поступок. Что бы я ни делал, как бы мне ни было худо, чего бы про меня ни сказали — и алкаш, и дурак, и неудачник, — у меня всегда будет возможность на этот факт опереться. И я не уверен, что в нашей дурацкой жизни Маша бы послужила мне более надежной опорой, чем этот факт.

Ладно, совсем не спойлерить не получилось, но что уж. В общем, Поступок как Опора.

Я этого не понимаю. А вы понимаете? Окей, я объясню, почему не понимаю. Безусловно, Поступок - осознанный, разумный, все дела - есть мерило нравственного усилия. И когда он говорит "опора", это не о гордыне, это скорее о якоре (или маяке). Но это же единичное нравственное усилие. И это нравственное усилие в прошлом. Для меня важно, какой я сейчас. Мало ли чего я там делал в прошлом. То бишь - если я там делал всякое плохое, я понимаю, что последствия мне могут аукнуться. А если я там сделал чего хорошего - ну и что? Молодец, возьми с полки пирожок, но вообще-то важно, что ты вот сейчас творишь, а не что ты сотворил когда-то там.

Кроме того, для меня поступки равны, и если бы я находил опору в том хорошем, что сделал, мне пришлось бы находить и антиопору в том плохом, что я сделал. А это вообще бессмысленно. Может, это и ужасно, но я вслед за Спинозой думаю, что в чувстве вины нет никакого проку. Прок есть в исправлении плохого-содеянного. Чувство вины этому, как правило, только мешает. Я не говорю о таком распространенном фокусе, как "да, я кончился как личность и начался как пидорас, и чо теперь" (говорится философски-агрессивно). Такие фокусы людей с глубоким внутренним миром нам чужды просто-таки классово.

Но это все рационализация. По-простому вот он я - и алкаш, и дурак, и неудачник, - и у меня не получается опираться на то хорошее, что я когда-то сделал. Умом я понимаю, что да, вот тут я поступил не худшим образом, мог ведь вон как, а я вон чо. Но чтобы опираться - ни фига. Может, надо?

Повторю - это отвлеченный вопрос. Я просто не встречал раньше таких опор. Или не распознавал их.
Subscribe

  • Lord I'm One Lord I'm Two

    Я найду в краю невзгод самый быстрый звездолет и на нем умчусь в чернеющий зенит. Эта мертвенная даль растворит мою печаль, всё уймет, но ничего не…

  • Мэрион Бернстайн "Сон"

    [Мэрион Бернстайн (1846-1906) – дочь немецкого еврея, эмигрировавшего в Лондон, и англиканской матери. Отец рано прогорел и умер, когда Мэрион было…

  • Владимир Набоков - "Плач Человека Завтрашнего Дня"

    Мои очки, признаться, неизбежность: когда суперглаза Ей дарят нежность, я вижу печень с легкими – зловеще они морскими тварями трепещут средь матовых…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • Lord I'm One Lord I'm Two

    Я найду в краю невзгод самый быстрый звездолет и на нем умчусь в чернеющий зенит. Эта мертвенная даль растворит мою печаль, всё уймет, но ничего не…

  • Мэрион Бернстайн "Сон"

    [Мэрион Бернстайн (1846-1906) – дочь немецкого еврея, эмигрировавшего в Лондон, и англиканской матери. Отец рано прогорел и умер, когда Мэрион было…

  • Владимир Набоков - "Плач Человека Завтрашнего Дня"

    Мои очки, признаться, неизбежность: когда суперглаза Ей дарят нежность, я вижу печень с легкими – зловеще они морскими тварями трепещут средь матовых…