Другое, чем попрекают Мережковского много чаще, — его поздние прогитлеровские высказывания и восхищение Муссолини, от которого он, по сути, взял грант на сочинение трилогии о Данте... В Гитлере он поначалу увидел возрождение Европы, и Муссолини казался ему знаком обновления все той же возлюбленной Европы... И хотя на одре он горько каялся в нескольких неосторожных словах, сказанных летом 1941 года, — ошибка его показательна, и помнить о ней полезно. Эту же ошибку вместе с ним, напомним, сделали Честертон, симпатизировавший Муссолини, и Гамсун, поверивший Гитлеру; да и мало ли было их — очарованных тевтонским ли духом, итальянским ли социализмом, российским ли тоталитаризмом?
Можно, конечно, сказать, что это они от маразма, хотя все трое - Мережковский, Гамсун, Честертон - на маразматиков в конце жизни похожи не были. Но мало ли сейчас в Сети писателей, культуртрегеров, сеятелей РДВ, которые еще не в маразме, но уже превозносят таких людей, что оторопь берет? С другой стороны, есть ведь люди, с которыми такое случиться просто не могло и не может.
Вот Набоков В.В. Он бы так не смог, а почему? Потому что он, кажется, вообще не способен был упиваться политиками. "Истребление тиранов" касается, в общем, не только тиранов, ну или так: для Набокова все политики - тираны в той или иной степени. Сын политика, он не был аполитичен, но искать в политиках народных спасителей был не готов. "Хорошо-с! - а помните, граждане, как хирел наш край без отца?.." Никаких отцов отечества Набоков знать не желал.
Что, кстати, делает его, "безбожника с вольной душой", куда большим христианином, чем Мережковского, потому что "кесарю кесарево".
На практике тут можно вывести простое правило:
1) никогда не упиваться политиками;
2) априори не считать адекватными тех, кто политиками упивается.
Потому что рассуждать об Истории, Философии и Религии довольно-таки легко. Но если ты при этом веришь в целебные свойства чернильного ореха в отношении геморроя или благоговеешь перед очередным железным кулаком, элементарного теста на интеллектуальную адекватность ты не проходишь. Как-то так.