Angels Don't Speak Chinese (angels_chinese) wrote,
Angels Don't Speak Chinese
angels_chinese

Categories:
  • Music:

Ночное

Боюсь немецкого, боюсь, что не пойму ни одного иероглифа, так сказать, и тем приятнее, что башка позволяет понимать фразы типа "Wer baute das siebentorige Thebes?" моментально. (Это Берт Брехт, если что.) Режиссер Юрий Бутусов в интервью сказал, что звуки немецкого приводят его в трепет. Мне кажется, тут важно найти писателя, который станет медиумом между тобой и языком. В умелых руках всякий земной язык заставляет трепетать.

*

Из ктульхурной жизни: посмотрел новый мультик Прийта и Ольги Пярнов "Летчики по пути домой" (эст. "Lendurid koduteel"). 15 минут три летчика по пути домой только и делают, что, извините еще раз, ебуцца со складной женщиной, которую несут в трех чемоданах, и с какими-то другими женщинами с отсылками к камасутре и сюнге. Реально порномультик снят. Зачем ходил? Никакого сравнения даже с "Водолазами под дождем", не говоря про гениальный "Отель Э".

*

Еще из ктульхурной жизни: был на спектакле "Анна Каренина" Театра им. Вахтангова. Очень хороший спектакль. Но не совсем мой - я человек текста и считаю вслед за БГ, что "если ты хочешь сказать мне слово, попытайся использовать рот", а спектакль поставлен без единого слова. Это не балет, все актеры драматические, но - только музыка и движения, в том числе околобалетные. И вот тут у меня проблема - я не понимаю, как можно сложный сюжет Толстого передать без слов. И вижу, как он упрощается и опрощается неимоверно.

Мне очень близко брехтовское очуждение, но совершенно не близки балет и опера. Хотя, казалось бы, куда очужденнее? Но в том и фишка, что очуждение - для меня - работает с точностью до мессиджа. До актерской задачи и, главное, до сверхзадачи спектакля. А они, как ни крутите, передаются текстом, если мы говорим об осмысляемых сверхзадачах, а не о таком расплывчатом понятии, как эмоции или там катарсис. Что катарсис-то? Поплакал и вышел, весьма довольный своей чувствительностью. Один катарсис не канает. Он должен проходить и по ведомству разума тоже, тут я с Брехтом согласен от и до.

Поэтому мне важен акцент на текст - плюс что угодно еще. Между тем балет - это акцент на мастерстве танцора, а опера - на мастерстве певца. Эмоции там участвуют, кто бы спорил, на одном мастерстве не уедешь, но текст, а значит, и смысл там вторичен (для меня, повторюсь). И наоборот, я обожаю мюзиклы, потому что там акцент - на тексте, плюс музыка и все остальное. Меня, увы, не интересует акцент на мастерстве. Я уважаю людей, которые шикарно прыгают и поют в диапазоне четырех октав, но для искусства, мне думается, этого очень недостаточно.

Вахтанговская "Анна Каренина" - больше драматическая, чем балетная, но роман Толстого слишком сложен на уровне смысла, чтобы его можно было только станцевать. Катарсис есть, а вместо смысла - избитая мораль "ее погубил не паровоз, а все эти люди". Кам он, граф Лев не был ни столь глуп, ни столь наивен. Вот в чем беда для меня: это не очуждение, это отчуждение смысла, подмена многомерности плоскостью (потому что многомерный смысл музыка передать, увы, не способна; эмоции - да, но не более). Смелый эксперимент - ставить текст как танец, - но, как по мне, изначально провальный.

Я сформулирую хуже, но вернее: при таком подходе теряется проповедь. Танец не может быть проповедью. А текст - всегда проповедь, даже если писатель этого не понимает.

Да, я тоже подумал про дзэн-буддизм. Нет, там другое. Дзэн работает не с эмоциями. Он работает со степенями свободы сознания. Это две огромные разницы.

"Улыбнись, растворись в шорохе листьев, в шепоте летнего льда".
Subscribe

  • Занимательное дронтоведение

    Я небогат, и мне не стыдно, Одет кондово, без затей, Меня старательно не видно В эпоху голых королей. Я копошусь в своем болоте, Его возделываю, но…

  • Ок, манифест

    Раз бумер с зумером спознались теплохладно. И что ж? в их детище сплелися две идеи! Потомок бумера желал пороть нещадно, А отпрыск зумера - порол…

  • W.B.Y. & Е.П.Б.

    Он ей говорит: «Ах, мадам Елена, Коль ваши махатмы правы, Ничто на земле не тленно, Ни львы, ни орлы, ни тельцы, ни люди; Зачем вырываться тогда из…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments