Angels Don't Speak Chinese (angels_chinese) wrote,
Angels Don't Speak Chinese
angels_chinese

Category:

Радио "Малабар" (II)

Продолжаем нашу радиопередачу. Часть вторая, анимешно-фантастическая.

Отаку.ру. Ввиду сложного положения сначала у меня, а потом у Отаку.ру анимешная составляющая свелась к минимуму, четыре статьи за полгода:

"Патема наоборот" ("Sakasama no Patema") - о новом анимэ от Ясухиро Ёсиуры про мир, в котором сосуществуют люди с разнонаправленной гравитацией. Короче, о фильме про любовь. И немного про самого Ёсиуру, которого ваш непокорный перевел на русский целиком, ох.



Отрывок:

Уже ранние короткометражки Ёсиуры «Язык воды» и «Бледный кокон» обещали многое. С одной стороны, они были совершенно разные — и по атмосфере, и по подаче, и по сюжету, — что всегда обнадеживает больше, чем однородное, пусть и гениальное творчество людей, прекративших развиваться до того, как начали творить. С другой, у парадоксальной и мрачной истории о мире, дешифрующем собственное прошлое, и не менее парадоксальной, но куда более веселой истории, складывающейся из трех диалогов в баре будущего, всё-таки имелось нечто общее — некий почерк мастера, какой-то нехилый анимешный дзэн, в финале пробиравший до кости. Этот типично ёсиуровский дзэн ощущался и в фильме, ставшем для режиссера пропуском в большое кино, — во «Времени Евы», начинавшемся как 6-серийное онлайн-аниме и позднее смонтированном в 100-минутную киноленту...

"Мун. Бегство из дворца" - о русской манге Алексея Караулова и Сайкого Джокера, которая (манга) так и осталась однотомной.



Отрывок:

«Мун» вполне можно назвать мангой — комикс заимствует у японцев не только стилистику и звуковые эффекты (ВДУФ, ФУЩЩ, СПЛИЩ, СКЛАШ, ХЛАСТ — это, мы понимаем, персонажи дерутся, а дерутся они часто), но и сверхдеформированные версии героев для пущего комизма. Графическая часть в исполнении иркутского иллюстратора Saikono Joker уступает сюжетной: в целом нарисовано неплохо, но местами бедновато (пейзажи и архитектура весьма условны, массовка вся на одно лицо), местами неестественно (позы, ракурсы, пропорции — описать такую графическую несообразность трудно, однако она сразу бросается в глаза).

"Аниме, катана, импакт" - о парижской (вообще-то международной, просто в апреле она была в Париже и мы совпали) выставке «Эванэельон э ле сабр жапонэз» - «Евангелион и японские мечи».



Отрывок:

...Дело тут не в духе ремесленничества, а в том, что «Евангелион и японские мечи» убивают сразу двух зайцев, точнее, приманивают две целевые аудитории (и это не первая такая попытка — до того мечи скрещивали с сумо). Идея богатая, ее вполне можно привить к древу иных культур: выставки «Штирлиц и русские балалайки» или «Трое из Простоквашино и хохлома» явно найдут своих поклонников. Правда, есть риск: посетитель ведь может выйти не просветленный, а тягостном недоумении и с вопросом «что это было?» на трепещущих устах.

"Остров Джовании" ("Giovanni’s Island") - о прекрасной полнометражке Мидзухо Нисикубы про японско-русско-корейские судьбы образца 1945 года. Хайли рикоммендид.



Отрывок:

В «Острове Джованни» есть удивительная сцена: сельскую школу, где учится Дзюмпэй, делят пополам, вторую половину отдают советским детям, и в какой-то момент оба класса поют свои песни, стараясь перекричать друг друга. Японцы затягивают «Акатомбо», детскую «Красную стрекозу», советские — куда более взрослую «Расцветали яблони и груши…». Кажется, что это — отсылка к ключевой сцене в «Касабланке», где нацистские офицеры поют «Стражу на Рейне», а французы ударно отвечают им «Марсельезой». Однако параллель это или кажущаяся, или намеренно ложная: наступает день, когда японцы начинают подпевать «Катюше», после чего — неожиданно для всех, и для героев, и для зрителя, — происходит маленькое чудо.

"Мир Фантастики":


В апрельском номере - рецензия на фильм «Двойник».


В майском номере - рецензия на фильм «Только влюбленные выживут», а также большая статья «Не Алисой единой, или Через тернии к фильмам - 2» (экранизации Кира Булычева, часть вторая). Типа вот:

Получасовая лента «Эксперимент 200», дипломная работа студента ВГИКа Юрия Мороза, снята в 1986 году по рассказу «Юбилей 200», для экранизации, казалось бы, не подходящему. Речь в нём идет о гомошимпах — шимпанзе, которых учёные на протяжении двух веков пытаются сделать разумными. Гомошимпы давно сравнялись с людьми по уровню интеллекта и научились разговаривать, но тщательно маскируются под бездумных зверей и готовятся сбежать в Африку, чтобы основать там собственное государство. Как изобразить разумных шимпанзе доступными студенту ВГИКа средствами? Мороз вышел из положения нестандартно: его гомошимпы «внешне стали как люди, только по деревьям прыгают», а также ходят в мешковатых трениках и рэперских шапочках. Дикую самку, в которую влюбляется гомошимп Лидер, из сюжета убрали, а недоразвитого шимпанзе-предателя Джонни превратили в обычного мальчика-ябеду.

В ретроспективе «Эксперимент 200» смотрится как притча о неформалах, чьи сердца и глаза требуют перемен. Финал почти дословно совпадает с концовкой рассказа, только ноток оптимизма он лишён: гомошимпы сбежали, но Лидер показал себя диктатором, а значит, разумным обезьянам не избежать человеческих ошибок. «Эксперимент 200» замечателен и актёрскими работами: глава проекта — Алексей Петренко (Распутин в «Агонии», аббат Фариа в «Узнике замка Иф»), Лидер — Александр Феклистов (доктор Хайд в советской экранизации Стивенсона). Гомошимп Артист стал одной из первых ролей Виктора Ракова (Генрих в «Убить дракона»).



В сентябрьском номере - большая статья «Et in "Arcadia" ego: 999 жизней капитана Харлока». Когда-то я писал про фильмы Лэйдзи Мацумото в «АнимеГиде» («Самурай среди чужих»), но, честно говоря, тему тогда не взял. Не было ощущения, что вот взял. А теперь - есть. И точки над ё расставились, как по мне, очень хорошо. Типа вот:

Но – и это второй, теневой пласт, пожалуй, всех историй о Харлоке – коротышки у Мацумото символизируют еще и вполне конкретную группу людей: рядовых японцев рядом с американскими солдатами. Показательнее всего тут фильм «Аркадия моей юности». Даже если отвлечься от немецких предков Харлока, что мы видим? Командора Дзэду, смахивающего на генерала Дугласа Макартура, главу оккупационной администрации Японии. Радиоголос земного сопротивления Майю, символом которой становится красная роза (те, кто знаком с историей, вспомнят Токийскую розу, японку, которая во время Второй мировой вела на английском радиопередачи для союзников от имени Японии). Иллюмидов, которые зовут друг друга «мистерами», издеваются над туземцами и «девочек наших ведут в кабинет». Когда коротышки клянчат у иллюмидов еду, те орут: «Ах ты грязная желтая крыса! Еще вчера они ненавидели нас, а сегодня таскаются за нами, виляя хвостами!» Заметьте, не просто крыса, а желтая. Да и прически у иллюмидов – точь-в-точь как у стилизованных европейцев на японских гравюрах XIX века.

Есть соблазн увидеть за сюжетом «Аркадии» просто обиду японского народа на американцев (не вполне справедливую, учитывая, что японцы были агрессорами), но Мацумото позаботился о том, чтобы этой мысли не возникало. Для этого и нужен пилот «Мессершмита» Фантом Ф. Харлок II – немецкий аристократ из вымышленного Хельденштадта («город героев» с немецкого), ненавидящий «тупую, бесцельную войну», но тем не менее выполняющий долг перед Германией. Этот Харлок – герой, но сражался он на неправой стороне и потому выбрал смерть от французских пуль: «Я должен ответить за пиратскую жизнь...» Смерть – не конец, но продолжение: Харлок рождается снова, теперь – на той стороне, на которой герою положено быть.


Еще "МФ" выкладывает статьи (полу)годовой давности. Мои - вот тут. Прибавились статьи "Тройная жизнь Кордвейнера Смита", "Злой триффид ползет на берег, точит свой тентакль. Экранизации Джона Уиндема" и "Доктор должен умереть. Уже пятьдесят лет он думает о нас" (про 50-летие Доктора Кто на экранах). Плюс кинорецы.

Конец второй части. Третья будет чуть погодя. Надо вспомнить, чего я вообще делал в эти месяцы :)
Subscribe

  • Занимательное дронтоведение

    Я небогат, и мне не стыдно, Одет кондово, без затей, Меня старательно не видно В эпоху голых королей. Я копошусь в своем болоте, Его возделываю, но…

  • Ок, манифест

    Раз бумер с зумером спознались теплохладно. И что ж? в их детище сплелися две идеи! Потомок бумера желал пороть нещадно, А отпрыск зумера - порол…

  • W.B.Y. & Е.П.Б.

    Он ей говорит: «Ах, мадам Елена, Коль ваши махатмы правы, Ничто на земле не тленно, Ни львы, ни орлы, ни тельцы, ни люди; Зачем вырываться тогда из…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments