Angels Don't Speak Chinese (angels_chinese) wrote,
Angels Don't Speak Chinese
angels_chinese

Categories:

"Священная гора"

Да, Алехандро Ходоровски в "Священной горе" очень крут. На этот фильм много кто оглядывался (из последнего - ну, скажем, Терри Гиллиам с его "Воображариумом" на чисто визуальном уровне). Кстати, я вот не помню, ломал Феллини четвертую стену до "И корабль плывет"? Это 1983 год, а "Священная гора" снята на десять лет раньше. И хотя стена ломается по разным поводам, и "E la nave va" мне в этом аспекте нравится даже больше (сейчас скажу, почему), все равно - впечатляет. Ощущение такое, что из Алехандро просто перли образы. Все эти пистолеты-распятия, комнаты-мандалы, "мы производим новую линейку современного искусства каждый год" (конвейерным способом: голые люди с намазанными краской задницами садятся поочередно на листок бумаги; никто не придумал с тех пор метафоры точнее, не правда ли?), дома-гробы, наркопроповедник, вещающий о том, что Апокалипсис - это мескалиновый трип... Сотни, тысячи образов, некоторые задерживаются на экране пару секунд. "Танец реальности" решен, кстати, в том же примерно ключе.

Бронтис Ходоровски (сын Алехандро) сказал мне в интервью, что его отец никогда не принимал ЛСД; Википедия утверждает обратное - под руководством некоего дзэнского мастера Алехандро с супругой приняли ЛСД для расширения сознания и дали его актерам на съемках; при этом в самом фильме наркотики подвергаются такой же убийственной обструкции, как капитализм или там милитаризм, - это всего лишь еще одна вредная иллюзия, мешающая достичь Священной Горы. Я совсем не уверен, что одно другому не мешает, но, в общем, без разницы. Моя проблема со "Священной горой" начинается скорее со Священной Горы.

Я бы сформулировал это дело так: кино о просветлении не может стать источником просветления.

Причем по определению. Кино вообще в этом смысле зыбко - очень редко у кого киношный катарсис доживает до выхода из здания кинотеатра на свежий воздух (отсюда и популярность хорроров: давайте побоимся с гарантией того, что через два часа все станет по-прежнему), - а уж кино про просветление и подавно. Ходоровски это вроде как понимает, поэтому он ломает в финале четвертую стену: это не реальность, это иллюзия, вот камеры, вот съемочная площадка; айда в реальность, ребята. Но беда не в том, что кино - иллюзия; любая иллюзия, отражаясь в нашей психике, есть психическая реальность, и книга или фильм могут повлиять на нас больше, чем непосредственный опыт. Беда в том, что говорить о просветлении - все равно что думать об обезьяне: это процесс, начисто обратный просветлению, сколько предохранителей на этом пути ни ставь.

А у Феллини четвертая стена ломается, когда смерть становится неизбежна. И тут, да, Бог-Режиссер сходит со своих небес и милосердно обращает реальность смерти в иллюзию - как Бог-Автор врывается в повествование и защищает Адама Круга в "Bend Sinister" Набокова. И корабль плывет. Иллюзия вечности? Come on: если вы эту вечность чувствуете - значит, это и есть реальность.
Subscribe

  • Занимательное дронтоведение

    Я небогат, и мне не стыдно, Одет кондово, без затей, Меня старательно не видно В эпоху голых королей. Я копошусь в своем болоте, Его возделываю, но…

  • Ок, манифест

    Раз бумер с зумером спознались теплохладно. И что ж? в их детище сплелися две идеи! Потомок бумера желал пороть нещадно, А отпрыск зумера - порол…

  • W.B.Y. & Е.П.Б.

    Он ей говорит: «Ах, мадам Елена, Коль ваши махатмы правы, Ничто на земле не тленно, Ни львы, ни орлы, ни тельцы, ни люди; Зачем вырываться тогда из…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments