Angels Don't Speak Chinese (angels_chinese) wrote,
Angels Don't Speak Chinese
angels_chinese

Categories:

ФБ-дайджест (3)

"Националисты растаскивают нобелевского лауреата по своим гнездовьям", холст, масло.

"Весь этот спор - от нашего неумения раздвигать культурные границы. Светлана Алексиевич, вне всякого сомнения, белорусская писательница. Белорусская в той же степени, в которой Джойс и Йейтс - писатели ирландские, Марк Твен и Хемингуэй - американские, Маркес - колумбийский, Льоса - перуанский. В современном мире принадлежность писателя определяется не языком, а цивилизационным выбором. Русской писательницей Алексиевич может оказаться только в мире российского чванства, но в этом скудном мирке прохановых, прилепиных и прочих шаргуновых настоящему литератору вообще никакого места нет. Поэтому, вместо того чтобы гордиться новым достижением русской культуры, лучше просто честно порадоваться за Беларусь и Алексиевич" (с) некто Виталий Портников.

Можно, я честно порадуюсь за Алексиевич - и всё? Можно, я не буду делать "цивилизационного выбора" вообще - и буду считать, что лучше его не делать, чем делать? Что до нобелевского лауреата Варгаса Льосы (Варгаса Льосы, Карл, а не просто Льосы), он, конечно, вполне себе перуанский, но это ничуть не мешало ему высмеять такой вот национализм в "Тетушке Хулии и писаке", где Педро Камачо говорил про аргентинцев примерно то же самое, что Портников пишет про "мир российского чванства", - будто чванство имеет национальность, блинский же блин, и белорусским или украинским никак быть не может.

Давайте уже раздвинем культурные границы до отдельного человека, а?

И давайте уже скажем: "цивилизационный выбор" - это фигня. Выбор бывает только моральный. Вот когда Борхес сказал: "Я еврей" - это был он; и когда Воннегут цитирует Юджина Дебса, это тоже он; давайте у этих людей хорошему учиться.

*

Вчера наблюдал в автобусе прекрасную сценку. Автобус оккупировала детсадовская группа - дюжина детей младшего гаррипоттеровского возраста и воспитательница, она же учительница. Все русские, но учительница обращается к детям по-эстонски - на правильном языке, но с некоторым акцентом. Дети все между собой говорят по-русски. И к ней обращаются тоже по-русски. Она им отвечает по-эстонски. "А какая остановка будет наша?" - "Лыпппеатус!" ("Конечная!") - "Ах, мы до Манеэжи едем..." И так всю дорогу. Дети вроде понимают, но сами говорить не говорят. Эстонских слов из их уст я услышал два за всю дорогу - кто-то назвал учительницу "ыпетая" и еще, когда выходили, мальчик заискивающе спросил у ней: "Вялья? Вялья?" ("Выходим?" типа).

Мне потом сказали, что это у нас такое в детсадах погружение в язык. Мощное погружение, ничего не скажу. Внушаить (с)

В общем, недорогие нетоварищи националисты, хрена вам, а не ассимиляция. И это Тллнн, а есть еще Север-Восток, где местами эстонцев 3-5 процентов от населения. Забудьте про ассимиляцию, подумайте лучше, как нам тут всем жить дружно.

*

И пока не забыл. Читаю по автобусам биографию Энгельса, дошел до философической обстановки 1840-х - Гегель, Шеллинг, Фейербах и младогегельянцы, - и вертится в голове незабвенное райкинское "ну и дураки же вы все". Ну то есть - странные вещи творились у людей в головах.

Я еще понимаю - Гегель. Входит Гегель и говорит: "Ребята, у меня для вас отличная новость. Вы тут сидите и ничего не знаете, а история на самом деле движется исключительно в одну сторону - развертывания свободы Духа! У нас у всех есть сверхзадача, ребята!" И приводит пусть наивную, но все-таки схему развития идей в истории через утверждение, отрицание и отрицание отрицания.

Сверхзадача - это хорошо. (Я вообще подозреваю, что люди, не имеющие своей сверхзадачи, в конце концов всегда обнаруживают к великому изумлению своему, что всю жизнь работали на чужую, причем такую, что стыдно потом будет Богу в глаза смотреть.) Но вот с какого перепугу Гегель с такой прекрасной теорией оказывается столь херовым практиком, что моментально объявляет венцом свободы свою родную Пруссию - пусть и в достаточно либеральной фазе Фридриха Вильгельма III, но, блинский блин, государство, которому до свобод как до небес?

Потом, естественно, наступает реакция, и, естественно, появляются люди, которые говорят: "Постойте! А не применить ли нам теорию Гегеля к самой теории Гегеля? Как там было... отрицание и отрицание отрицания? Давайте-ка отрицнем правоту старика во имя свободы на земле!" И натурально отрицают, оказываясь катастрофически правы в отношении Пруссии (еще бы им быть неправыми-то), но в теории получая, блинский блин опять, замкнутое кольцо. Потому что козе ясно, что циклическое отрицание прошлого опыта - это не спираль, это порочный круг. Окей, я утрирую, но не слишком, увы.

Потом является Фейербах и грит: "Христианство? Отрицнем! Забудем!"

Вот опять же. Что конкретная реализация христианства в том локусе истории была не ахти - истинная правда. Но почему эти умные люди не умели отделить идею от ее конкретного воплощения? Христианство всю дорогу было очень разным. Но нет, мы выплеснем с водой ребенка и таз тоже выкинем.

А все от чего? От уровня обобщений. От неадекватной абстрактности мысли в сочетании с неуемным желанием исправить конкретику, отталкиваясь не от конкретики, а от абстракции в собственной башке.

Беда в том, что любые попытки придумать философию истории в рамках христианства, конечно, терпят крах. Именно поэтому, как я понимаю, христианские исторические схемы сводятся к Откровению - но это не рацио, это попыта натянуть сову на глобус в силу природы Откровения. В буддизме, например, все не так - там есть концепция убывания дхармы, конца времен, очень стройная схема, которую в Японии использовали, например, Дзиэн и Китабатакэ Тикафуса.

Но христианство круче. Как известно, буддизм в конечной стадии очищения дхармы закономерно приходит к дзэну, когда ты можешь преобразиться здесь-и-сейчас - и плевать на карму и все законы истории, и это _и есть_ история. Дзэн прекрасен и истинен.

И вот в христианское понимание истории дзэн вшит изначально. Христианство и есть история в каком-то смысле. Здесь-и-сейчас. Никаких схем, сплошь точки разрыва и преображения. Либо ты участвуешь в выполнении христианской сверхзадачи, либо нет. И - никакой мистики, никаких абстракций. Твое, спецагента Царствия, задание в том, чтобы возлюбить ближнего. Дальше поймешь сам.

В этом смысле я очень хорошо понимаю интенции Энгельса. Другое дело, что я не понимаю, зачем надо было отрицать христианство вообще. По сути-то никто из них не предложил ничего нового.

*

К предыдущему - процитирую академика Конрада:

"...Этот закон, т. е. ход исторического процесса, мыслился по-своему диалектически: «Павшее восстает, восставшее — падет». Слова эти свидетельствуют, что в умах людей, подобных Дзиэну, гнездилась все та же древняя мысль китайской философии, которую в обществе Фудзивара хорошо знали: «То — Инь (Тьма), то — Ян (Свет). Это и есть Путь». Но все же для Дзиэна это не то, что для древних китайцев: для тех диалектическая смена противоположностей была естественным законом бытия; для Дзиэна это было проявлением каких-то сил, скрытых за видимостью; даже не сил, а чего-то вообще таинственного, непонятного".

Вот это оно и есть: диалектика Гегеля - древнекитайское понимание истории, а христианство - как буддизм Дзиэна тут, следующая ступень, а не предыдущая (после чего наступает дзэн вообще). Ничто не ново под луной.

*

С евродепутатом Яной Игоревной в антракте "О-й. Поздняя любовь" в постановке Дмитрия Анатольевича Крымова (страшно понравилось!).

Me And Yana

*

"Мозг трепетал, как моллюск в уксусе". Стриндберг. Спокойной ночи :)

*

Mysterious Russian patronymics! In Penelope Fitzgerald's "The Beginning of Spring" (set in Moscow in 1913) we have Lisa Ivanovna and Katya Alexeevna. Dear English writer, while deciding to fly your fancy across the murky Russian territory please remember: patronymics are used with the full names only. No way I can be called Kolya Nikolayevich, for example. So only Yelizaveta Ivanovna and Yekaterina Alexeyevna can drink vodka with bears!

*

ZimaBlizko

*

Коротко: в спектакле Юрия Бутусова "Все мы прекрасные люди" по "Месяцу в деревне" Ивана Тургенева есть песни Леонарда Коэна, Боба Дилана и Курта Кобейна, а равно Анна Ковальчук и Сергей Перегудов, и это дико хороший спектакль. Спектакль Дмитрия Крымова "О-й. Поздняя любовь" по "Поздней любви" Островского сладок на устах и горек во чреве, я ржал два часа почти не переставая, и это дико, просто вот дичайше хороший спектакль для таких, как я. Спектакль Тимофея Кулябина "Онегин" скушен до сведения скул, и нет в нем ни юмора, ни драйва, ни Коэна с Диланом, ни философии Туминаса, ни мира-как-игры Доннелана, а есть заунывное морализаторство и банальные ходы по всей плоскости эклиптики. ИМХО. Что означает, как известно, Имею Мнение - Хрен Оспоришь.

Вы прослушали краткие впечатления от фестиваля "Золотая маска в Эстонии". (Про мюзикл "Чаплин" я писал уже.)

Вообще, происходит много всего, но времени все меньше как-то, но мы прорвемся, ибО.

*

После спортзала читал в автобусе биографию Энгельса и напевал про себя: "Загружены в планшеты космические карты..." Что-то, думаю, со словами не то. Потом подумал и решил, что всё то.

*

Еще видел в книжном вот такую книгу. Глядел на обложку и судорожно соображал, у кого автор отстаивает право мочиться на природе. А все потому, что я, боюсь, творческий человек.

Pisat

*

Моя любимая японская писательница Фумио Такано запостила у себя клип, в котором моя любимая японская актриса Аой Миядзаки поет песню моей любимой японской певицы Миюки Накадзимы. Совершенно невыразимое сочетание. Случайно наткнулся - и вот.

Я временно оторвался от Японии после того, как закончил переводить роман "Пять сантиметров в секунду" Макото Синкая, когда перестал выходить "АнимеГид" и потом по финансовым причинам почти заглох Отаку.ру. Но это именно что временно. Однажды я вернусь, ある日きっとは戻る, ну или хочется на это надеяться, и что-то сделаю еще. Может, напишу большую книжку про анимэ. Может, еще что.



*

Rein Raud перевел стишь Хандо Руннеля на английский. Мои возможности скромнее. Но пусть будет и русская версия. (Перевод занял десять минут. Это необходимая для мозгов разминка, я считаю.)

Lutikas

Жучок-мозглячок
так по снегу гонял -
до нитки промок,
голосок потерял.

Наутро вконец
онемел горлопан,
животик раздулся,
что твой барабан.

Жучок-мозглячок
всё в постели лежит.
Не сядет, не встанет
и есть не спешит.

Отряд пионеров
его приласкал -
и снова жучок-
мозглячок поскакал!
Subscribe

  • Фанфик

    На очень далекой планете свой коротает век ослепший, оглохший, обесчувствленный человек, связанный с миром через черные провода, и в голове его -…

  • Коан окна

    Тиха, темна моя обитель, как ночь темна. Влетает ангел-истребитель в коан окна, и бьет меня своей любовью двенадцать раз по циферблату изголовья сей…

  • Звуки железной дороги

    В небе сияет прямоугольно луна поворотного крана. Я пью чай в два часа ночи, не отрывая глаз от экрана. Когда засыпаешь, бывают слышны звуки железной…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments