Angels Don't Speak Chinese (angels_chinese) wrote,
Angels Don't Speak Chinese
angels_chinese

92-й чемодан Тальса Люпера

Господа, я знаю, что в этом нет ничего нового, но позвольте все же сказать: Питер Гринуэй - единственный в своем роде, блестящий режиссер, если не сказать - гений :) Я активно не люблю слово "гений", но...

Повод прост: я только что посмотрел последний, третий фильм из цикла "Чемоданы Тальса Люпера". Дело не в том, что в этом последнем фильме уместились Примо Леви, Рауль Валленберг, Венеция, племянница Сталина, шахматы и Шехерезада :) Если кто не в курсе - я вкратце объясню, о чем (гы! :))) эта трилогия. Три фильма два часа каждый, внутри - 16 эпизодов из жизни Тальса Люпера, человека, всю жизнь проведшего в необычных тюрьмах и, может быть, заключенного где-нибудь и поныне. Первой тюрьмой Люпера стал в 1921 году (ему было одиннадцать) угольный сарай рядом с домом его родителей. В последний раз его видели в 1989 году, когда пала Берлинская стена. История Люпера изоморфна истории прошлого века, точнее, истории урана, потому формально она начинается в 1928 году (открытие урана) и заканчивается 1989 годом (конец холодной войны и гонки вооружений). За эти годы Тальс Люпер побывал в Моубе, штат Юта, Антверпене, Барселоне, Венеции, на необитаемом острове Сарк, на границе ГДР и ФРГ, в замке Во во Франции и Бог знает где еще (я читал что-то о дворце Кублай-хана, но в фильмах этого эпизода нет). В тюрьмах он написал массу пьес, романов, рассказов, писем, часть из которых была экранизирована Гринуэем ("Контракт рисовальщика" и прочее). Но главное - он собрал 92 коллекции различных предметов, от кусков угля до собачьих костей, и коллекции эти разложены в 92 чемодана. "92" - атомный номер урана, а фильм имеет подзаголовок "Личная история урана Питера Гринуэя". 92 коллекции описывают жизнь Тальса Люпера, классифицируют (его) мир и задают параметры (нашего) восприятия. Это очень коротко - и не о том, о чем надо.

Что лежит в 92-м чемодане?

Я думал о том, что последний чемодан можно вовсе не открыть, оставив в жизни Люпера место тайне; как завещал Набоков: "Произошедшее утаено трижды - пересказчиком, рассказчиком и покойным героем рассказа". Или - там могло содержаться описание жизни Люпера; мотив "истории в истории в истории" в фильме очень сильный, потому что набор персонажей ограничен (92 персонажа), они появляются снова и снова, почти как герои муркоковского цикла про Джерри Корнелиуса (который, я думаю, оказал на Гринуэя сильное влияние; при случае спрошу лично, так это или нет). Оба варианта меня удовлетворили бы.

Но Гринуэй оказался куда замечательнее. И - куда человечнее. Но что лежит в 92-м чемодане - я вам не скажу; это нужно узнать ровно на последней минуте шестого часа и ни минутой раньше, и будет вам катарсис, и, может быть, вы заплачете, и во всяком случае - зааплодируете, как сделали это я и другие зрители сегодня в полночь по малабарскому времени :Р
Subscribe

  • Эстонство

    Эпиграф: "Aga isegi siis – mõne harva erandiga – pole mõeldav, et need lõimunud hakkaksid tegelema eestlusega. See on ikka eestlaste endi asi." * -…

  • Занимательное дронтоведение

    Я небогат, и мне не стыдно, Одет кондово, без затей, Меня старательно не видно В эпоху голых королей. Я копошусь в своем болоте, Его возделываю, но…

  • Ок, манифест

    Раз бумер с зумером спознались теплохладно. И что ж? в их детище сплелися две идеи! Потомок бумера желал пороть нещадно, А отпрыск зумера - порол…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments