Angels Don't Speak Chinese (angels_chinese) wrote,
Angels Don't Speak Chinese
angels_chinese

Путь в ночи имени Харуки Мураками

"Кафка на пляже" - сейчас и для меня - книга как раз та, которая нужна. spintongues писал не так давно о том, что в ней все более экстремально, чем обычно у Мураками. Я не знаю точно, что такое "обычно", но "Кафку" воспринял куда более спокойно, чем "Мой любимый sputnik". Может быть, потому, что я уже знаю, что Мураками не хочет шокировать тем, что как бы шокирует. Или потому, что история чуть похожа на "Sputnik", только там была Мюу, которая застряла на колесе обозрения - и потеряла часть своей души, которая осталась в той гостинице; а здесь есть Саэки, которая однажды открыла вход, есть Наката с мистической историей про НЛО (?), есть, наконец, Кафка Тамура с парнем по прозвищу Ворона. (Еще есть Осима - и брат Осимы, похоже, не столь уж и эпизодический персонаж.)

Я сейчас скажу жуткое ИМХО. Мураками - настоящий фантаст. В том смысле, что для него, как и для всякого настоящего фантаста, роль собственно "элемента необычайного" (а также прочих жутковатых элементов) сводится к антуражу, при помощи которого можно построить... ну - да: духовную конструкцию. И объяснить совсем не то, о чем он рассказывает. Они очень похожи в этом со Стивеном Кингом (которого отдельные несознательные граждане все еще воспринимают как "творца ужастиков"). Только Кинг расписывает все от и до, предельно ясно и четко, его системы символов до-гадывать не надо. А Мураками не расписывает. И, боюсь, пытаясь вникнуть в его символические расклады, рискуешь, как ни странно, потерять суть: если из ковра вытащишь все нити, где будет тот ковер?

Хотя понятно, что ключ к роману - текст песни Саэки плюс "Царь Эдип" с его безразмерными комплексами. И что есть мир настоящий и Мир Мечты с Джонни Уокером, Полковником Сандерсом, воронами и котами (именно Мечты - Кафка Тамура там, внутри себя то есть, чуть было не остался). И что в тексте есть мощные намеки на реинкарнацию. И что, как ни ищи, концов, связанных с тем, что произошло с Накатой, не отыщешь, разве что - письмо его учительницы, которое мотивом крови связано с аналогичным происшествием с Тамурой. И еще есть флейты с душами убитых кошек, а также девушки по вызову, цитирующие Гегеля. И перекрестные символы в тексте, связывающие разные сюжетные линии.

Короче говоря, как заметил тот же spintongues, всего этого хватит не на одно поколение исследователей. Выше концентрация символов только у Павича, которого именно по этой причине я боюсь читать - вдруг интеллекта не хватит? :) Но вот в случае с Мураками, в отличие от многих, меня не тянет чертить подробные схемы. Отчасти потому, что они принципиально невычерчиваемы (даже в "Суси-нуар" virtualsushi задаются вопросы, вопросы, вопросы... ;). Отчасти потому, что интуитивно многое ясно - скажем, про Джонни Уокера. А по большому счету - потому что Мураками не для этого пишет. Потому что - да, вот, я понял наконец, ура, не зря я тут сижу перед лэптопом в ночи :Р

А потому, что для сэнсэя Харуки Мураками не только фантастические допущения вроде говорящих котов, но и метафоры, и все сложные сюжетные расклады - всего-то элементы декорации. А декорация - она декорация и есть: картон, папье-маше, звезда из золотой бумаги. Она изначально несовершенна и нужна только для, как говорят ролевики, вролинга :) Мы же всегда знаем, что это актеры на сцене, что дверь ведет за кулисы, что есть только я, Мураками и книга с буквами внутри, а героев нет, и текст насквозь выдуман. Вот и хорошо. И не будем притворяться. Нет никакой разницы в реакции сознания на сколь угодно безумную модель реальности и на саму реальность - не в смысле декораций и "это он понарошку", а в смысле отношения к происходящему. Как ни крутите, а восприятие изначально обладает этичностью, мы не то что не умеем - не можем - не созданы по-другому; мы просто такие есть. (Стр. 606, между прочим: "И еще очень трудно определить, где добро, а где зло... Но без этого нельзя... Наверное...") Что он Гекубе, что ему Гекуба? А он рыдает. Любую воспринятую ситуацию мы проецируем на себя, и это и есть путь имени Мураками: рассказать об обычных, но таких сложных вещах, весьма необычным способом. Например - как в "Кафке на пляже" - о преодолении страха, когда страх - часть тебя.

Один мой знакомый психотерапевт хотел создать спектакль, систему символов, которые бы избавляли от душевных несообразностей и приводили к катарсису на подсознательном уровне. Кажется, это оно и есть. Полностью на подсознательном - невозможно, выводы делать надо, но тут выводы идут не из интеллекта в душу, а из души в интеллект. А насколько прочен эффект от текстов Мураками - это зависит уже не совсем от Мураками.

Да, а о том, о чем же книга, тут ничего не будет, потому что ее все-таки нужно читать :Р Я прочитал "Кафку на пляже" - 640 страниц - очень быстро. Что-то по сюжету мне ясно, что-то нет; и ладно.

Мне отрадно другое: когда я читал текст песни Саэки в корпусе романа, он был просто текстом; а когда я перечитал его после финала - он стал песней, и музыка в моем кокоро-сердце-уме-душе-сознании продолжала звучать после того, как были произнесены последние слова :)
Subscribe

  • Фанфик

    На очень далекой планете свой коротает век ослепший, оглохший, обесчувствленный человек, связанный с миром через черные провода, и в голове его -…

  • Коан окна

    Тиха, темна моя обитель, как ночь темна. Влетает ангел-истребитель в коан окна, и бьет меня своей любовью двенадцать раз по циферблату изголовья сей…

  • Звуки железной дороги

    В небе сияет прямоугольно луна поворотного крана. Я пью чай в два часа ночи, не отрывая глаз от экрана. Когда засыпаешь, бывают слышны звуки железной…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments