Angels Don't Speak Chinese (angels_chinese) wrote,
Angels Don't Speak Chinese
angels_chinese

Categories:

О чем думал Бог, когда создавал Австралию?

[Интервью с камрадом tikkey. То есть мы бесились на "Росконе", и вот результат. Пусть "вы" никого не смущает - это для газеты :]

С БАШНИ ROWAN открывается чудесный вид на бесконечно далекий Манхэттен: не реальный, а тот Манхэттен из песни Леонарда Коэна, который живой классик намеревался взять при помощи скрипки. Манхэттен, что символично, по-прежнему не взят. И к лучшему.

С другой стороны - клипов группы БАШНЯ ROWAN вы на MTV не увидите, и Русское Радио никогда не будет крутить «Рэгги на шесть четвертей» или «Первый приход Элестрин-Майана». Потому что – крутой неформат: то ли менестрели играют блюз, то ли фолкеры исполняют рок. Тем не менее в России БАШНЯ ROWAN – коллектив известный. А за ее пределами – увы, не очень, поскольку группа «клубная», и привезти ее, допустим, в Таллинн малореально, нет тут клубов, в которых играют такую музыку.

С бессменным лидером БАШНИ ROWAN нам удалось поговорить после концерта, героически отыгранного группой на слете фантастов «Роскон-2005». Беседовали мы, разумеется, не о творческих планах и не о том, «что для вас судьба», а о творческой шизе внутри нас. Которая обычно...

- ...обычно эта шиза выливается в прозу, а не в стихи. Взять хотя бы всех этих фантастов вокруг...

- Не всегда. Для того, чтобы писать прозу, нужно быть человеком размеренным, терпеливым, трудолюбивым, знать, как построить роман, продумать всю архитектонику, все хитросплетения... А со стихами гораздо проще, и с музыкой тоже. И потом: такая шиза обычно выливается в жизнь, которая подкидывает свои сюрпризы...

- Вы ведь филолог по образованию? Филологи-музыканты бывают разные: Диана Арбенина из НОЧНЫХ СНАЙПЕРОВ, Умка, Тикки Шельен вот... Филология больше помогает или мешает?

- Филология - это любовь к слову, а слово, как известно с эпохи Серебряного Средневековья, - тоже часть музыки. Музыка – такой верховный язык. С этой точки зрения филология помогает. И еще – можно работать корректором, редактором, мелкой шушерой, до которой особенно не докапываются. А остальное время - музыкой заниматься. Cлесарное дело, например, не очень хорошо для музыканта - руки режутся. А филолог - белоручка, чистоплюй...

Теперь же дождь. И я сижу
в своей застройке типовой.
Ты где-то там. Я где-то здесь.
Холодный дождь. Блестит асфальт
под блеклым светом фонарей,
таких же мокрых, как он сам.
Незавоеванный Манхэттен
растаял в будущем, и жаль...


(«Очередное незавоевание Манхэттена»)

- А что важнее – звучание или смысл? Допустим, у БАШНИ есть песня-мантра "Харя пахаря пахнет порохом"...

- Это все наш басист питерского состава! Он тоже музыкант-филолог, и его с похмелья тошнило скороговорками. А потом все эти скорострельные шедевры оформили в песню, куда напихали всякого, вплоть до похабных частушек...

- ...а в "Очередном незавоевании Манхэттена" больше смысла, чем красоты слога.

- Ну да, и Леонарда Коэна с его "First we take Manhatten, then we take Berlin" никто не отменял. Эта песня - оммаж в сторону Мастера. Как-то раз по радио хорошо подгадали с этой песней, легла прямо на настроение. Фонетическая завязка - она важна для первого толчка, а потом все равно приходится текст выстраивать или лепить.

- В одном из интервью вас пытались обозвать фолк-группой...

- Ага, фолкеры мы! Нет, конечно. Для внутреннего употребления у нас есть термин "игоготика". А вообще, как ни банально это звучит, мы играем "фьюжн". Это когда в одну кастрюлю кладутся репка, ананас, все это заливается шампанским и размешивается бензопилой, ага. У нас привыкли под "фьюжном" понимать нечто такое... приджазованное. Но - рад бы в рай, да грехи не пускают. Арт-фьюжн, да. Текст с упором на музыку.

- С какой шизы рождаются песни вроде "Рэгги на шесть четвертей"?

Когда Бог создавал Австралию,
он делал ее поутру,
притом без определенной цели -
а накануне ночью бухал.
И вот по пустыне Австралии
прет молодой кенгуру,
который до настоящего времени
даже не подозревал,
что рэгги - на шесть четвертей
рэгги - на шесть четвертей,
австралийский рэгги всегда играют
на шесть четвертей...


(«Рэгги на шесть четвертей»)

- А вы Австралию когда-нибудь видели? Говорили с тем, кто приехал из Австралии?.. Ну, во-первых, вмешать кого-нибудь в собственное мировоззрение, сказав потом, что "я так вижу", всегда легко и приятно. Во-вторых, конкретно эта песня сначала была "Рэгги на семь четвертей", но никто такое не мог сыграть. Это же радость - замесить песню на парадоксальной посылке... а потом, Австралия - она в самом деле такая. Совершенно бессмысленный континент!..

- Песня тоже вроде бы совершенно бессмысленная... и тем не менее – цепляет. Почему?

- У меня есть два ответа - честный и вежливый. Честный: потому что гениально! Вежливый: ну, наверное, потому, что у вас такое богатое воображение... Есть люди, считающие, что во время "Рэгги на шесть четвертей" как раз можно выйти и покурить себе спокойненько, выпить пива. Мы же клубная команда, сидим по мелким клубам. Если бы музыканты не имели практики играть в собственное удовольствие, мы бы сегодня не выкрутились.

- А вот «О том, как люди пришли на Запад» - чуть не пародия на самого Толкина...

- Искажение толкиновской реальности. Толкин - замечательный писатель, мы его весьма и весьма уважаем. Эльфы в песне жестокие? А люди? Люди?..

Люди пришли безо всякой морали, наивные, словно хорьки,
встретили гномов - и отобрали у гномов их молотки.
Гномы отчасти лишились работы, отчасти лишились слов
и научились устраивать ДЗОТы на базе полых холмов.


(«О том, как люди пришли на Запад»)

- В общем, мы писали и плакали.

- У вас реальности могут пересечься очень странно. Появляются рядом, допустим, Рафаэль и толкиновский Эарендил. Что в себя включает "культурное пространство" БАШНИ ROWAN?

- Начитанный, вежливый и интеллигентный человек должен вспомнить, что биография интеллигента - это список прочитанных им книг. Но мы об этом ни хрена вспоминать не будем. А вспомним мы о том, что у кого какая в данный момент настольная книжка... в общем, "что есть в печи - то и на стол мечи". Ведь как делают ирландское рагу? Берут дохлую водяную крысу, то-се, пятое-десятое, и все это вместе варят...

- А кстати - почему именно БАШНЯ ROWAN?

- В 1995 году, когда все начиналось, у меня только-только народилась моя старшая дочь. Надо было сидеть на своем девятом этаже, не рыпаться, писать диплом и вешать пеленки. Когда ночью выходишь на свой питерский балкон вешать эти самые пеленки, видишь внизу обрыв, сплошную вертикаль - и представляешь себя именно что на башне. Ты - в комнатке, забитой книгами и музыкальными инструментами, внизу - абсолютно чуждое тебе пространство. И не ты из башни выходишь, а к тебе люди иногда поднимаются. А ROWAN - рябина. Очень красивое дерево. Вот так под сенью рябины безобразие и продолжается почти десять лет.

- У БАШНИ многие песни об одном и том же, только реальности разные...

- Ну а сколько у нас вообще сюжетов?

- Четыре, как завещал нам великий Борхес. Вы очень часто поете о том, что где-то далеко есть некое чудо - Манхэттен ли, Аваллон...

- ...а я сижу тут и не рыпаюсь, да. Но чудо все-таки случается. Хотя вот с "Манхэттеном"... "груда музыкальных инструментов" не освоена, "как минимум двенадцать иностранных языков" не выучены.

- А может однажды произойти завоевание Манхэттена?

- Надеюсь, что нет.

Мир - такая штука, бэби,
очень злая штука, бэби,
он имеет свои законы,
их нарушать тебе не стоит...
Вот к примеру - одна подружка
завела себе собачку,
или, скажем, не собачку,
а ублюдочного тролля,
через месяц он ей наскучил,
она его послала в ж*пу,
но тролль - персонаж брутальный,
он понимает все буквально.


("Тролли")

- Потому что ожидание победы слаще, чем миг триумфа, и я в этом отношении гурман. Кроме того, как только ты добираешься до самого верха, начинается падение, а я к этому морально не готова. То чудо Господне, что есть, - оно и так со мной. А место великого - вдалеке. В бесконечном далеке. По крайней мере, пока мне не захочется изменить ход событий.

- А стеб не вреден романтике?

- Стеб спасает романтику. Важнее всего равновесие, золотая середина. Зашкал по стебу без упоминанию о высоком ведет как раз к истощению высокого - будь то Аваллон, Манхэттен или Австралия. Чрезмерное усиление романтического фактора... нужно быть трижды гением, а то и святым, чтобы удержаться на этой ноте и не дать петуха. Я не святой человек.

- Вы поете о том, что Господь любит скоморохов и ненавидит идиотов.

- "Господь ненавидит идиотов" - цитата из какого-то гениального вестерна. А насчет Господа и скоморохов - это такое наглое притязание. Бог просто любит посмеяться. Э-э... Взять хотя бы утконосов!

Бонус-трек: из несказанного

- Вот "Люди пришли на сияющий Запад"...


- Есть такой коллективный автор - Егор Трубников...

- Это не тот, про которого Гребенщиков пел в песне "Капитан Воронин": "Я помню, кто вызвался идти первым, я скажу вам их имена: матрос Егор Трубников..."

- Это был, скажем так, Праегор Трубников. Идея Егора Трубникова.

- Это был, э... эйдос Егора Трубникова?

- Йо-о! Слово прозвучало. А вот конкретные эманации Егора Трубникова, населяющие нашу Землю...

- Меня читатель убьет. Эманации. Ну-ну, продолжайте...

- ...проявления... Этот человек зарубается на моментальные искажения реальности. В данном случае это было искажение толкиновской реальности. Толкин - замечательный писатель, мы его весьма и весьма уважаем...
Subscribe

  • Занимательное дронтоведение

    Я небогат, и мне не стыдно, Одет кондово, без затей, Меня старательно не видно В эпоху голых королей. Я копошусь в своем болоте, Его возделываю, но…

  • Ок, манифест

    Раз бумер с зумером спознались теплохладно. И что ж? в их детище сплелися две идеи! Потомок бумера желал пороть нещадно, А отпрыск зумера - порол…

  • W.B.Y. & Е.П.Б.

    Он ей говорит: «Ах, мадам Елена, Коль ваши махатмы правы, Ничто на земле не тленно, Ни львы, ни орлы, ни тельцы, ни люди; Зачем вырываться тогда из…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • Занимательное дронтоведение

    Я небогат, и мне не стыдно, Одет кондово, без затей, Меня старательно не видно В эпоху голых королей. Я копошусь в своем болоте, Его возделываю, но…

  • Ок, манифест

    Раз бумер с зумером спознались теплохладно. И что ж? в их детище сплелися две идеи! Потомок бумера желал пороть нещадно, А отпрыск зумера - порол…

  • W.B.Y. & Е.П.Б.

    Он ей говорит: «Ах, мадам Елена, Коль ваши махатмы правы, Ничто на земле не тленно, Ни львы, ни орлы, ни тельцы, ни люди; Зачем вырываться тогда из…