Angels Don't Speak Chinese (angels_chinese) wrote,
Angels Don't Speak Chinese
angels_chinese

Categories:

Викторианская мечта

Ехал сегодня в автобусе, слушал "Табибито-но ута" ("Песня странника") Миюки Накадзимы и подумал, что это практически мой девиз:

西には西だけの正しさがあるという
東には東の正しさがあるという

"Nishi-ni-wa nishi-dake-no tadashisa-ga aru-to iu, higashi-ni-wa higashi-no tadashisa-ga aru-to iu". Две строки из "Песни странника". Если переводить грубо и буквально: "Говорят, что Запад правилен особым образом, по-своему, а Восток правилен по-своему".

Этим летом, еще до взрывов, я первый раз был в Лондоне. И в первый день испытал шок - просто потому, что ни в моем родном городе, ни в Москве, ни даже в Питере я не видел людей стольких рас, цветов кожи, национальностей, культур и религий на улицах. Впрочем, насчет Питера вру - нечто похожее я до того наблюдал как раз на Невском :)

На второй день, едучи ночью в метро (мы прибыли на конечную станцию в третью зону без пяти минут двенадцать), я увидел, как на какой-то станции заходит бородатый индус (пакистанец?) в строгом европейском костюме и тюрбане. Обычный служащий с портфелем в руке. Садится на свободное место между рыжеволосой белой девушкой, похожей на Тильду Суинтон, и чернокожим стариком.

Вот тут я и понял, что мечта Британской империи все-таки воплотилась в жизнь.

Викторианская эпоха знала много разных настроений, но было среди них то, что превращало Великобританию в империю в лучшем смысле этого слова: мечта о единой цивилизации. Ставшее притчей во языцех киплинговское "бремя белых" - это не колониализм, как принято думать, а цивилизаторство, моральное обязательство "to seek another's profit and work another's gain", где another - вовсе не белый. Стихотворение, конечно, своеобразное, и когда Киплинг восторгается "the savage wars of peace", я в большом сомнении, особенно если учесть реалии многочисленных тогдашних военных походов (которые, при всем том, в одну схему не укладываются - сравните опиумные войны и взятие Магдалы). Равно и преклонение Киплинга перед Сесилем Родсом кажется мне похожим на страшное и смешное благоговение, которое чета Мережковских испытывала перед Бенито Муссолини. И тем не менее высшим воплощением викторианской мечты со всей ее кровью, всеми благоглупостями, всеми несуразностями вроде "телескопической филантропии" был мир, в котором национализма и расового неравенства нет, а есть - здравый смысл, мораль, милосердие, ученость и преданность, все те качества, которые лучшие леди и джентльмены империи разумно считали истинно христианскими и старались проявлять в отношении ближних, в том числе тех, кого Киплинг называет "new-caught, sullen peoples, half-devil and half-child". Викторианская мечта, между прочим, не предполагала движение в одном направлении: люди вроде Ричарда Фрэнсиса Бертона, Джеймса Легга, Эдвина Арнольда и Лафкадио Херна не только не подавляли чужие культуры, но, наоборот, активно их пропагандировали. (Собственно, именно поэтому, я думаю, олицетворением викторианского века в романах Эдварда Уитмора является Стронгбоу, он неслучайно родился в один год с Викторией и умер в год начала Первой мировой.)

В каком-то смысле именно эта мечта стала сейчас британской (и не только) реальностью. В каком-то - потому что реальность накладывает на реализацию мечты свои ограничения. Но ни взрывы в лондонском метро, ни последние французские события благородства христианской (и далеко не только христианской) идеи не отменяют. Скорее наоборот: с появлением террористов трайбализм быстро теряет свои позиции, защищать преступников только потому, что они "свои", будет все меньше людей. И это нормально, что взрывы в метро в новостях Би-Би-Си комментировала ведущая ближневосточного происхождения, а в ток-шоу канала "Франс-2" по-прежнему - полный интернационал, никто ни от кого не шарахается, скорее даже наоборот. Я не слышал даже о том, чтобы по Парижу шагали многотысячные "правые марши" со стилизованными свастиками - хотя казалось бы.

Викторианская Британия предложила интернациональную моральную модель, которая (при должной экономике) работает. Я думаю, не эта эпоха была первой (вряд ли случайно книга сэра Димитрия Оболенского про Византию носит подзаголовок "Содружество наций"), не была она и последней (после был Советский Союз, идея коммунистического интернационала, в ту же копилку - ванзайчикова Ордусь, с выходом седьмой книги о которой я поздравляю консультантов переводчиков Игоря Алимова и Вячеслава Рыбакова :), и обратной дороги к жизни в национальных анклавах, которые мой друг Кир Бенедиктов считает верным лекарством от национальных конфликтов, все-таки нет.

Это неправда, что либо нужно быть националистом, либо придется с кем-то воевать, существует вариант срединного пути - викторианский вариант. "Запад правилен особым образом, а Восток правилен по-своему". 西には西だけの正しさがあるという、東には東の正しさがあるという。

:)
Subscribe

  • Занимательное дронтоведение

    Я небогат, и мне не стыдно, Одет кондово, без затей, Меня старательно не видно В эпоху голых королей. Я копошусь в своем болоте, Его возделываю, но…

  • Ок, манифест

    Раз бумер с зумером спознались теплохладно. И что ж? в их детище сплелися две идеи! Потомок бумера желал пороть нещадно, А отпрыск зумера - порол…

  • W.B.Y. & Е.П.Б.

    Он ей говорит: «Ах, мадам Елена, Коль ваши махатмы правы, Ничто на земле не тленно, Ни львы, ни орлы, ни тельцы, ни люди; Зачем вырываться тогда из…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments