В операх я люблю увертюры. Во время увертюр не поют.
Когда опера идет на иностранном языке, которого я не знаю, она может быть хороша. Услышав что-то вроде "э лучеван де стелле", можно вообразить себе, что текст красив. Нет, вот как раз арию Каварадосси я люблю - за красивую и сложную мелодику, ажурность которой восхитительна.
Но когда опера идет на русском, спасения нет. "Катерина, пожарь грибов!.. Как хороши грибки!.. Натер я ноги - мне бы чулочки!.. " Что-то такое. Три пласта реальности - музыкальный, текстовый и визуально-сюжетный - не соединяются никак. По отдельности каждый из них еще может на что-то претендовать (особенно музыкальный), но вместе - катастрофа. Как можно петь Лескова? Я не очень люблю Лескова, честно говоря; но если за что и любить Лескова, так это за язык. Уберите из "Леди Макбет" язык - что останется? Либретто. Я не понимаю, как можно петь голый сюжет. Хуже только одно - когда голый сюжет танцуют. Я способен восхититься голосом и даже, наверное, элегантностью прыжка, но никак не могу распознать в них раскрытие авторского намерения.
Что не отменяет того, что "Геликон" поставил оперу очень хорошо. Мне показалось, что имеет место сращение классического оперного звука и классической же мюзикловой сценографии; не рискну сказать, что тут зарыто большое новшество, но мюзикл, загримированный под оперу, во всяком случае увлекательнее оперы в натуральном виде. Жуткий рой слуг в черных передниках, купцы как новые русские и неожиданный кришнаит в отделении милиции, которого (кришнаита) никак у Шостаковича не ожидаешь, впечатляют. У меня осталось все-таки ощущение, что Бертман работает в одном ментальном поле с Владимиром Сорокиным. Местами был перебор с порнографией; как я понимаю, в классическом варианте слова лакея Сережи "Сейчас кончаю... кончил!" относятся к удушению барина, а не к тому, что нам показали. Впрочем, дурное дело нехитрое.
Пели, однако, замечательно. И певцы, и Шостакович, и Бертман, и Лесков - хороши, но (для меня) только не в одном флаконе.
Сегодня был на концерте Светланы Сургановой.
Викторианцу на концерте Сургановой непросто. Викторианец должен бы пропускать вперед дам, потому на концерте Сургановой приходится пропускать вперед всех :) Внешний вид дам, впрочем, заставляет усомниться в их дамскости. Многие были почти неотличимы от мужчин. Некоторые, как выяснилось после концерта, хватали знакомых девушек за коленки. Передо мной одна девушка держала вторую за задницу; обе при этом активно курили. Интересно: обкуривать рядомстоящего вроде бы не считается плохим тоном; а сдувать этот дым в сторону курящего - считается? Я сдувал. Представляя себе Диккенса в зале, полном очень коротко стриженных, а то и обритых женщин, одетых в строгие мужские костюмы и курящих трубки. Прошу понять правильно: тут дело не в "гендере". Просто викторианцу на концерте Сургановой непросто :Р
Но это я брюзжу. Светлана отыграла концерт честно, энергично и радостно. Очень-очень :)
На будущей неделе, кажется, иду на Роберта Фриппа, который запретил себя фотографировать, интервьюировать и вообще разглядывать: говоря, войдет в церковь, отыграет свои soundscapes и тут же уйдет через задний ход. Правда, я почти ничего не знаю про "King Crimson". А все-таки жаль.
Пора спать, но я еще буду работать, как бы жутко это ни звучало. Спать будем, когда алмаз добудем :)