Если коротко - я более чем уверен в том, что автор "Пятой Империи" прав куда буквальнее, чем может показаться. С некоторыми поправками на метафоричность повествования, как и в "Матрице", которая с "Empire V" связана весьма живыми нитями. Абсолютно о том же - "Послемрак" Мураками, в котором тоже все сказано прямо, а читается как фантастика. Такие (и не только) пересечения пугают, однако именно они дает и недвусмысленно неиллюзорную надежду. Хотя "надежда" тут - неподходящее, слишком слабое слово. Но дело же не в словах, правда?
Кстатическая мысль: странно, что люди, рассуждающие о том, как роман Пелевина попал в Сеть (по крайней мере, те люди, мнения которых я читал в ЖЖ), обычно не пытаются увязать это событие с текстом романа. Я имею в виду не какие-то шифры, а то, о чем "Empire V" в принципе написан. По-моему, удивительно было бы, если бы "первое издание" "Empire V" состоялось как-то иначе.
А вот чего я боюсь - это того, что текст Пелевина читатели в лучшем случае признают разоблачением гламура, которое "инфильтрует гламур даже в те темные углы, куда он ни за что не проник бы сам", а в худшем - не воспримут его всерьез. Я ехал сегодня утром на работу и глядел на рекламные щиты, приравнивающие счастье к скидкам и банковским процентам. Обычно слоганы и крупно нарисованные цифры не производят на меня никакого впечатления, и создается иллюзия, будто другие пассажиры автобуса относятся к ним столь же философски. Отзывы на "Empire V" заставляют меня думать, что с этой иллюзией пора кончать. Впрочем, это уже личные, "мои со мной отношения".
Разумеется, признать Пелевина лицемером, готовым на все ради пиара, - проще всего. Главное - так спокойнее. "А если внезапно вы увидите сиянье над крышами Помпеи или прямо над собою - спите спокойно, дорогие помпеяне..." Это не Пелевин, это песня Константина Арбенина с последнего альбома "Зимовья Зверей". Боюсь, о том же самом. Comfortable numbness, по-русски - духовная снежная слепота: говорят, замерзающим полярникам кажется, что они спят и видят приятные сны. И падающим в лифте с каждой секундой тоже становится легче.
"Приготовьтесь, я вам скажу сейчас очень смешную, даже непристойную в таком месте вещь: чистая душа, господа..." Но в том старом советском фильме почти все уже заткнули уши, не говоря о душах. Время года - зима.
"Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря" (с)