Angels Don't Speak Chinese (angels_chinese) wrote,
Angels Don't Speak Chinese
angels_chinese

"Мертвые дочери"

Сегодня наконец посмотрел.

А до того - кое-что читал. В частности, о "новой русской ватрушечности фильма" в Газете.ру. И еще разные мнения о том, какое это бездарное, глупое, алогичное, дешевое и скверное кино. И мой друг, которому "Мертвые дочери" более чем понравились, сказал мне, чтобы я не ждал все-таки слишком многого. Я и не ждал. Просто пошел в кино.

Дорогой Павел Руминов, СПАСИБО. Вы сняли великий фильм. Фильм, который - для меня - этически оправдывает существование российского кинематографа.

"Мертвые дочери", разумеется, не фильм ужасов - по сути. Хоть режиссер и сохранил форму квайдана и выросших из квайдана "Звонков" и прочего, плюс мотивы из молодежных ужастиков, конечно. При всем том "Мертвые дочери" - такой же ужастик, как "Jacob's Ladder" - фильм о галлюцинациях, как "Lady in the Water" - фильм о волшебной девушке.

Я бы сказал, что "Мертвые дочери" - это фильм о сансаре. Или - фильм об инферно. О пространстве с свойством, далеко не очевидным для обитателей этого пространства: они отвыкли, разучились, не умеют отличать добро от зла.

То есть - о нас. И обо мне тоже. "Но во мне слишком много зла, не прощаемого врагам".

Да, герои фильма выглядят неживыми. Так и должно быть. "Мертвые дочери" - фильм о не слишком живых людях. Анна, кроме прочего, должна говорить механическим голосом: инферно не терпит "игры всей душой", здесь почти невозможно избежать самоповреждения, сансара существует за счет передачи затмений сознания от человека к человеку.

Отсюда - дерганая съемка, почти черно-белый сумрак и очень живая, оттеняющая героев музыка: welcome to the real world.

(Интересно, многие ли из ругавших фильм поняли, что мертвые дочери - это еще и три сестры? Не чеховские, но играющие в кармический закон, в трех макбетовских ведьм, в трех гибельных парок, которые, как говорит Камердинерша в театре, "судят по справедливости". "Загляни им в зрачки - и скажи: прощай-прости".)

Блестящая посылка (не имеющая ничего общего с "Пунктом назначения" с его невнятной судьбой-смертью): поставить героев в ситуацию, когда они либо перестанут творить зло, либо погибнут.

Только вот - это не фильма посылка. Совсем не фильма.

Но что значит "не творить зла"? Возможно ли вообще (без)действие, не умножающее зло?

("Он мог все. И он ничего не мог. Потому что граничным условием уравнения Совершенства оказалось требование, чтобы чудо не причиняло никому вреда. Никакому разумному существу. Ни на Земле, ни в иной части Вселенной. А такого чуда никто, даже сам Саваоф Баалович, представить себе не мог".)

Герои живо бросаются избавляться от грехов. Перестают лгать. Отрекаются от доносов. Ударяются в "духовность", суть которой отлично выражает распечатка десяти заповедей, вылезающая из принтера поверх журнала с голой бабой на обложке. Унимают в себе лицемерие. Признаются радиослушателям в онанизме. Искореняют лень. Активно помогают ближнему. Вспоминают о преданных. Предаются творчеству. Гонят от себя дурные мысли. Ищут пути спасения - тщетно.

(Интересно, хоть один критик обратил внимание на то, что Никита и Степан пытаются защититься двумя псевдохристианскими способами? Степан ударяется в "реальное православие", то бишь выбрасывает все греховное, завешивает стены иконами и рисует повсюду кресты ("понаставили крестов, повтыкали где ни попадя"); Никита, нацепив маску и приставая к прохожим на улице, пытается стать классическим юродивым. Не прокатывает ни первое, ни второе.)

Почему тщетно?

Если я понял фильм правильно - потому, что дело совсем в другом. Во-первых, само собой, добродетель, рожденная страхом, таковой не является. Но даже если убрать страх, все равно окажется, во-вторых, что отказ от "плохих действий" или даже "радости жизни" сами по себе к не-творению зла имеют весьма посредственное отношение. И есть еще "в-третьих": ищущий только спасения - не спасется.

А что нужно искать?

"Вы скорее встретите в комнате китайскую панду или окажетесь в числе первопроходцев на Марсе, чем измените себя".

Против того, что говорит четвертая сестра, дочери не нарушают правил. Почему в живых осталась одна лишь Анна, почему она смогла остаться в живых - прочитывается легко, нужно только внимательно слушать, что она говорит, и пытаться понять, что отличает ее от остальных. Пытаться понять ее, если совсем просто. "Я вижу в них людей". Крупным планом - руки в момент, когда Анна утешает Риту. Глаза Анны, когда она видит фотографии на стене квартиры Егора. Боюсь, без Егора Анна бы погибла, как и остальные. Не без него самого, но без того, что Егор в ней пробудил.

Наконец, финал: одержание, переходящее в преображение одержателя.

Интересно, многим ли из ругавших фильм пришло в голову, что погибшие пытались сохранить свою душу, а Анна - единственная, кто добровольно потеряла ее и тем самым обрела?

Для того, чтобы "сделать добро из зла, потому что его больше не из чего сделать", нужно нечто большее, чем даже земная любовь. И точно - не медь звенящая и не кимвал звучащий. "Мертвые дочери" говорят об этом лишь чуть менее ясно, чем апостол Павел.

После такого финала, после тщательно выверенных ходов и четко выстроенных в единую концепцию осмысленных эпизодов я не могу сказать о "Мертвых дочерях" ни одного дурного слова. И еще потому, что "Мертвые дочери" в итоге вопиют о том же, о чем Пелевин кричал в равно превратно понятом "Empire V": "Ибо придет день, когда небо лопнет по швам, и свет, ярости которого мы даже не можем себе представить, ворвется в наш тихий дом и забудет нас навсегда".

Парадокс, но Руминов проиграл с самого начала. Реакция зрителей - лучшее доказательство того, что фильм появился вовремя и увиден именно теми, для кого был снят. Покажите сансару тому, кто знать не желает, что это всего лишь сансара. Намекните обитателю ада на то, что он живет в аду. Продемонстрируйте жителю Матрицы матричность субстанции, которую он искренне полагает своим "я". Не зная другого. Боясь другого.

Руминов закономерно проиграл в инферно. Сансара, естественно, победила "Мертвых дочерей". У них не было ни шанса из ста.

Вне сансары Руминов - выиграл.
Subscribe

  • Занимательное дронтоведение

    Я небогат, и мне не стыдно, Одет кондово, без затей, Меня старательно не видно В эпоху голых королей. Я копошусь в своем болоте, Его возделываю, но…

  • Ок, манифест

    Раз бумер с зумером спознались теплохладно. И что ж? в их детище сплелися две идеи! Потомок бумера желал пороть нещадно, А отпрыск зумера - порол…

  • W.B.Y. & Е.П.Б.

    Он ей говорит: «Ах, мадам Елена, Коль ваши махатмы правы, Ничто на земле не тленно, Ни львы, ни орлы, ни тельцы, ни люди; Зачем вырываться тогда из…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 170 comments

  • Занимательное дронтоведение

    Я небогат, и мне не стыдно, Одет кондово, без затей, Меня старательно не видно В эпоху голых королей. Я копошусь в своем болоте, Его возделываю, но…

  • Ок, манифест

    Раз бумер с зумером спознались теплохладно. И что ж? в их детище сплелися две идеи! Потомок бумера желал пороть нещадно, А отпрыск зумера - порол…

  • W.B.Y. & Е.П.Б.

    Он ей говорит: «Ах, мадам Елена, Коль ваши махатмы правы, Ничто на земле не тленно, Ни львы, ни орлы, ни тельцы, ни люди; Зачем вырываться тогда из…