"Эту страну нужно покидать" (посвящается самодостаточным людям)
Cаундтрек: "Я прислонился к разбитому окну, ночь на дворе, ничего не хочу..."
- "Сейчас, когда способы передачи информации настолько разнообразны, "задурить" голову потребителям не сложно. Тоталитарный режим. Десять лет назад - политический, сегодня - экономический," - это опять-таки ваши слова. Вы пытаетесь бороться с системой или подлаживаетесь под нее? Ваш путь...
- Ой... Ну, я же не Дон Кихот, чтобы на ветряные мельницы... Я предпочитаю вести себя естественно. Любой момент неестественности меня отягощает и не радует. Поэтому если меня кто-то о чем-то спрашивает, я говорю то, что думаю. Может, в этом и заключается масса наших проблем.
- Иногда шутите?
- Иногда шучу. Скажем так, иронизирую, потому что шутить на тему политики в нашей стране довольно сложно. События последнего времени... Конечно, это страшно, но последнее убийство нашего депутата отечественного... у меня есть такое ощущение... никто этой партии, председателем которой был Юшенков, не знал. Упоминание партии на центральных каналах, скажем, на ОРТ стоит порядка 50 - 70 тысяч долларов. Огромные деньги. Сейчас об этой партии говорят все без умолка. У меня есть очень скорбное и страшное подозрение... я впервые задумался о том, что эту страну нужно покидать. В первый раз в жизни, мне раньше это в голову не приходило. У меня таке ощущение, что это был пиар. Те люди, которые его убивали, не могли не понимать, что об этой партии будут говорить все и везде. Если это выдергивалось как карта из колоды, как в "Принце Флоризеле", то это страшно - реально страшно. И потом, Жириновский... я довольно серьезно отношусь к этому человеку, потому что за всем поносом, который он несет, он изрекает фразы очень меткие. "После своего собственного расстрела," - сказал Жириновский после убийства Юшенкова. Этот человек никогда просто так ничего не говорит. Он знает гораздо больше, чем мы с тобой. Это страшно.
- Но вы не покинете страну, я думаю...
- Да... а куда мне ехать? Где и кому я нужен?..
- Про вас часто пишут, что вы хамите собеседнику, хотя я это сейчас совершенно не ощущаю... Это была проблема тех журналистов, которые с вами общались, или?..
- Я уже говорил об этом. Все слишком гладенько было. Вся музыка, появлявшаяся в середине 90-х, она вся была плюшевая. Нужен был какой-то хам, хулиган. Мне достаточно было один раз выругаться матом на пресс-конференции, чтоб за мной потянулся шлейф немыслимого монстра, который плюет в своих собеседников, дерется с ними, посылает их на... и так далее. Это не так.
- Вы раздражительный человек?
- Да. В последнее время очень раздражительный. Я даже иногда употребляю лекарственные средства, чтобы успокоиться.
- Вы самодостаточны?
- Мне меня самого вполне хватает - и в творчестве, и в быту.
- Если вы бываете недовольны своей жизнью, вы пытаетесь что-то исправить?
- Ну да... я надеюсь, все мы стремимся как-то самосовершенствоваться. Я не могу сказать, что я перфекционист. Есть вещи, за которые мне было реально стыдно. А если тебе стыдно, и ты склонен к самоанализу, то ты можешь меняться в лучшую сторону.
"Нет никаких секретов" (посвящается Славе)
Cаундтрек: "Включайте ваши диктофоны, я перерезал провода..."
- А вот тема "Вячеслав Петкун и алкоголь"...
(Как раз в это время Вячеславу поднесли стопарик водки.)
- Ой... вот в столице Малабара сейчас это имеет непосредственное ко мне отношение. У меня легкое пике такое.
- Вы вчера исполнили песню "А я люблю марихуану". Это больше шутка или больше?.. И вы не боитесь, что пропагандируете наркотики?
- Я... Может быть, для человека, живущего в Малабаре, это будет звучать и жестко, но я бы тех, кто торгует героином, расстреливал бы. Брал бы и расстреливал по-настоящему. Давай гитлеровскую Германию вспомним - когда у них был расстрел за бесплатный проезд в транспорте. Расстреляли они всего одного человека. До сих пор вся Германия, хотя Гитлера уже нет, ездит по билетам. Что касается марихуаны, то я не устаю цитировать Андрея Макаревича, который у меня в телепрограмме сказал: "От водки умерли миллионы. От марихуаны не умер никто". Во всяком случае, статистики такой нет. И вообще, как можно запретить то, что из земли растет, скажи мне? Грибы, траву?.. Давай солнце запретим, Луну, будем ее заслонять... это бред настоящий. Уж то, что мы-то не земляне - это точно совершенно: все, кто живет на Земле, ее не уничтожают, максимум - траву щиплют в лесу или друг друга пожирают. Человек точно на Земле лишний, сто процентов. По сравнению с Землей... человечеству 7 тысяч лет, по-моему... ну 30 в лучшем случае, если приматов брать. А если взять Междуречье, которое сейчас американцы завоевывают, - как бы Вавилон отвоевывают, - то ему 7 твсяч лет. Первая письменность, первая цивилизация. А Земле-то миллионы лет.
- Странно, но вас почти никогда не спрашивали о книгах, которые вы читаете. Я вас могу представить читающим и Сартра, и Булгакова, и Агату Кристи... У вас есть какие-то пристрастия?
- У меня есть любимый писатель - Довлатов. Любимый мною человек, по-настоящему. В последнее время мне нравится документалистика - переписки, еще что-то... Я с удовольствием перечитываю переписку Ван Гога с Гогеном. Довольно увлекательное чтиво, всем советую. Вообще читаю я мало. Если раньше я читал всегда, то сейчас мне порой очень обидно - читаешь газеты, журналы... Такая жизнь у нас.
- Есть люди, которые для вас являются ориентирами - музыкальными, культурными, этическими?
- Это поколение шестидесятников... даже раньше - Вертинский... Окуджава, Высоцкий. И как музыканты, и как люди - тоже.
- Ваш концерт назывался "Секрет Славы"...
- А вот этого я не знаю...
- Это было на всех афишах города. Так вот - в чем состоит секрет Славы?
- Я думаю, что нет никаких секретов. Есть желание конкретных людей, которое каким-то образом пересекается с возможностями...
- Как пел "Наутилус Помпилиус": "И Спаситель ответил: спокойно, Андрей, никакого секрета здесь нет..."?..
- В общем, да.
- Спасибо!
The End