Angels Don't Speak Chinese (angels_chinese) wrote,
Angels Don't Speak Chinese
angels_chinese

Архивное: Акира Мацуи: "Работа актера - обманывать зрителя" (part II, последняя на этой дороге)

[See previous section.]

Красота - "стержень" любой культуры

- Связан ли театр Но с традиционными для Японии религиями, синто и буддизмом?

- Безусловно, сюжеты пьес Но так или иначе связаны с религиями, однако для исполнителя в духовном плане важнее всего дзэн-буддизм. В движениях актера ценится простота, экономность, свобода - все это очень по-буддистски. Для того, чтобы двигаться правильно, исполнитель должен достичь почти медитативного транса. Игра актера Но идет изнутри и остается скрытой внутри, внешнее проявление ее - минимальное. Вы не облекаете чувства в конкретные формы. Это как дзэнская "пустота" - вы ничего не можете сказать о пустоте, и из пустоты рождается красота. Правда, сам я не практикую "дзадзэн" - сидячую медитацию. Актеры Но не медитируют, а скорее играют по-дзэнски. Умение медитировать не равно актерскому искусству, потому что работа актера - обманывать зрителей.

- В пьесах Но много символов и знаков, которые вполне понятны японцам, но вряд ли ясны для неяпонцев. Как по-вашему, могут ли зрители достичь эмоционального понимания Но без того, чтобы понимать все эти символы?

- Когда я смотрю балет или оперу, то тоже понимаю далеко не все. Но если исполнители играют красиво - я внутренне откликаюсь на красоту. То же и с театром Но - если актеры играют хорошо, зрители поймут это и без символов. Конечно, на уровне культуры что-то может отличаться - например, когда японцы говорят "иди сюда", они используют жест, трактуемый европейцами как "отойди". Но, несмотря на отличия, для всех культур остается неизменным главное. Возьмите христианство: во всех странах оно разное, однако существует "стержень" религии, позволяющий ей распространяться в разных формах и оставаться при этом неизменной в главном. Именно за счет этого "стержня" христианство оказывает влияние на людей.

- Значительно ли изменился театр Но за 600 лет своего существования?

- Театр Но нельзя назвать "античным". Менялось мировоззрение, менялась политическая ситуация, от которой во многом зависели труппы Но. Кроме того, традиция Но передается через слова и движения, и случались изменения "по ошибке". Вот слово "ай" - "любовь"; в начале сёгуната Токугава (1603 - 1867), под ним понималось совсем не то, что сейчас. Когда я сейчас произношу слово "ай", в нем гораздо больше от западного понимания "любви", чем даже полвека назад, соответственно, и играли "любовь" тогда совершенно по-другому.

"Пройти по острию меча между традициями"

- В пьесах Шекспира и Беккетта вы играли в традиции Но?

- Это зависело от режиссера. Когда я играю с западными актерами, то не могу подражать им - так я заведомо проиграю. Поэтому я, конечно, использую свою подготовку актера Но. Мне кажется, однако, что важно пройти по острию меча между "западной" и "восточной" театральными традициями. Этого я и пытаюсь достичь в своих ролях.

- Актерам Но в Японии дозволяется участвовать в постановках других театральных традиций?

- Старшие члены кланов смотря на такие вещи с осуждением. Актеры театра Кабуки давно уже снимаются в кино, многие комики традиции Кёгэн - звезды телеэкрана... Однако в случае с Но, когда традиция тесно связана с религией, получить разрешение на нечто подобное очень сложно. Я - единственный человек в Японии, кому это разрешили... и я играю в других традициях так долго, что другие с этим просто смирились.

- Театр Но в Японии популярен так же, как прежде?

- До конца сёгуната Токугава у каждого сёгуна была своя труппа Но, находившаяся под его покровительством. Когда в 1868 году случилась "реставрация Мэйдзи" и сёгунов ограничили в правах, труппы потеряли своих патронов. По популярности Но был нанесен тогда сильный удар. Нельзя сказать, что ныне Но - популярное искусство. Правда, со временем число зрителей мало-помалу растет, люди уже не удовлетворяются западным искусством, которое было так популярно в 60-х годах.

- Как прошел ваш первый спектакль на малабарской земле?

- Концентрация зрительного зала была очень сильной... Я был немного шокирован тем, что по окончании спектакля никто не зааплодировал. Дело в том, что у традиционной сцены театра Но нет занавеса, по окончании спектакля мы просто расходимся по домам, и сцена остается пустой. Видимо, нам нужно все же сделать занавес, потому что зрители просто не понимают, что спектакль уже закончился. Мы стояли на сцене и не знали, что нам делать, тут один из старших актеров вышел на край сцены, мы пошли за ним - и зрители начали аплодировать. Приняли спектакль просто фантастически хорошо...

- Спасибо!

お仕舞い
Subscribe

  • Владимир Набоков - "Плач Человека Завтрашнего Дня"

    Мои очки, признаться, неизбежность: когда суперглаза Ей дарят нежность, я вижу печень с легкими – зловеще они морскими тварями трепещут средь матовых…

  • Эстонство

    Эпиграф: "Aga isegi siis – mõne harva erandiga – pole mõeldav, et need lõimunud hakkaksid tegelema eestlusega. See on ikka eestlaste endi asi." * -…

  • Занимательное дронтоведение

    Я небогат, и мне не стыдно, Одет кондово, без затей, Меня старательно не видно В эпоху голых королей. Я копошусь в своем болоте, Его возделываю, но…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments