Angels Don't Speak Chinese (angels_chinese) wrote,
Angels Don't Speak Chinese
angels_chinese

Category:

Архивное: Сергей Лукьяненко: "Писатель всегда хочет написать крутую книгу" (part I)

Интервью у Сергея Лукьяненко, получившего на "Интерпрессконе" сразу две премии за свой последний роман "Спектр", удалось взять далеко не сразу.

Конвент проходил бурно, писатели вкупе с фэнами кочевали из столовой на концерт, с концерта на пиво с корюшкой, с пива на природу... Сергей периодически соглашался на беседу, и каждый раз эта беседа откладывалась "на потом". Момент истины наступил утром в воскресенье, когда обитатели пансионата отдыхали после банкета и готовились к отъезду. Сергей сотоварищи сидел в баре и завтракал; вспомнив о своем обещании, он уступил назойливому репортеру.

"Популярным быть достаточно приятно..."

- Легко ли быть очень популярным писателем?

- Нелегко, потому что сидишь, хочешь попить пива, съесть кусочек пиццы, а к тебе подходят и говорят: дай интервью. Вот это порой донимает...

- Популярность налагает какую-то ответственность?

- В принципе, вся жизнь в обществе - это ответственность. А так... в последнее время я стал задумывать о том, могу ли я написать то, что хочу. Если поначалу я исходил из принципа, что писать можно о чем угодно, то сейчас я иногда себя останавливаю, стараюсь, чтобы вещь выходила более позитивной.

- Как вы относитесь к славе? На обложках ваших книг написано, что вы - самый популярный фантаст в России...

- Ну, естественно, это приятно, чего кривить душой. Правда, я не сказал бы, что я самый известный или самый популярный, но, наверное, один из... Популярным быть достаточно приятно, конечно же.

- Это вам как-то помогает по жизни?

- Бывает, что помогает. Когда возникают житейские проблемы, то понятно, что известному писателю решать их проще, нежели рядовому врачу - каковым я тоже мог бы быть.

- Что такое "типично лукьяненковская фантастика"? Это опять же фраза с обложки.

- Я не знаю... Я у себя выделяю ряд совершенно разных вещей. Это вопрос к тому, кто может четко все расклассифицировать. Я стараюсь не писать все в одном стиле. "Типично лукьяненковская фантастика" - это все равно, что сказать "типичный вкус пиццы". Пицца, пардон, тоже бывает самых разных вкусов.

- Когда вы пишете, вы держите в уме "требования аудитории"?

- Нет. Я пытаюсь писать так, чтобы интересно было в первую очередь мне самому.

- Как появляются образы в ваших произведениях?

- Обычно возникает в начале какая-то фраза, сцена, характер. Отталкиваясь от этого, начинаешь придумывать какой-то мир, так оно все и происходит.

- Вы видели сюжеты своих произведений во сне?

- Бывало, что я во сне видел гениальные сюжеты, но когда просыпался, то через десять минут понимал, что сюжет очень банальный и совершенно скучный.

- Вы пишете продолжения - оттого, что этого требует рынок или оттого, что вам так хочется?

- Как правило, мне интересно написать две книги, действие которых происходит в одном мире. Фактически это одна книга, разделенная надвое. Так было с дилогией "Холодные берега" и "Близится утро". Иногда бывает, что понимаешь, что разжег интерес в читателях... Но и тогда это не требования рынка, а требования читателей.

"Ничего ужасного в рынке я не вижу"

- Вообще влияние рынка на писателя в России - позитивно или негативно?

- В ту пору, когда этот рынок официально не существовал, никто авторов и не печатал. Так что, разумеется, это позитивно.

- А то, что рынок загоняет писателя в определенные рамки - это как?

- Сейчас публикуются такие непохожие авторы, как Евгений Лукин, Вячеслав Рыбаков, Андрей Столяров, Марина и Сергей Дяченко, Василий Головачев... масса людей, все пишут совершенно разные вещи. У кого-то тиражи больше, у кого-то меньше - рынок влияет только на это. Все равно практически любая вещь будет издана, она найдет своего читателя, так что ничего ужасного в рынке я не вижу.

- Деньги стоят на первом месте в иерархии ценностей, которые вы получаете от литературы?

- Нет, пожалуй, все-таки нет.

- А что на первом месте?

- Интерес. Когда я начинал этим заниматься, вопрос о деньгах даже не стоял. Теоретически вроде деньги давали, но на практике... А потом - втянулся, в какой-то момент понял, что этим можно и зарабатывать, этим можно жить.

- Фантаст Дэвид Джерролд в свое время сказал: "Мы пишем потому, что легче писать, чем не писать". Это вам близко, или вы могли бы заниматься чем-то другим?

- Я мог бы не писать, но мне бы этого не хотелось. Мне это занятие до сих пор нравится.

- Часто вас приводят в качестве примера писателя успешного - и живущего по формуле "выпускать 2 - 3 книги в год и быть счастливым".

- Назовите мне год, в который я выпустил три книги. Был, конечно, период, когда не печатали пять лет, а потом сходу взяли все, что лежало на полках...

- А сколько вы пишете - роман в год?

- Реально - от одного до двух, три романа я не осилил ни разу. Написание романа занимает минимум три месяца. От трех месяцев до года - и непонятно, от чего это зависит. Ни качество, ни что-то еще при этом не страдает. Даже если за три месяца написать роман, потом несколько месяцев отдыхаешь, не притрагиваешься к тексту. Устаешь.

- Издатели всегда честны с писателями? И как избежать нечестности?

- Нет, бывают разные ситуации. У нас с Юликом (Юлий Буркин, писатель-фантаст и бард, сидел в это время за тем же столом - Н.К.) в свое время свистнули книжку. Как и всегда и везде, это случается, когда автор сам что-то прохлопал, прошляпил, допустил погрешность в договорах с издательством. Ясно, что издательский бизнес - это прежде всего бизнес, и автор может пострадать. Главное - быть внимательным, думать, что подписываешь.

- Вы ощущаете себя слишком "рыночным" писателем?

- Видимо, да, в том смысле, что я востребован.

- Можно ли в процессе становления рыночного писателя избежать девальвации ценностей?

- Да, возможно. Нужно соблюдать моральные и этические нормы.

(to be continued)
Subscribe

  • Занимательное дронтоведение

    Я небогат, и мне не стыдно, Одет кондово, без затей, Меня старательно не видно В эпоху голых королей. Я копошусь в своем болоте, Его возделываю, но…

  • Ок, манифест

    Раз бумер с зумером спознались теплохладно. И что ж? в их детище сплелися две идеи! Потомок бумера желал пороть нещадно, А отпрыск зумера - порол…

  • W.B.Y. & Е.П.Б.

    Он ей говорит: «Ах, мадам Елена, Коль ваши махатмы правы, Ничто на земле не тленно, Ни львы, ни орлы, ни тельцы, ни люди; Зачем вырываться тогда из…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments